Документальная камера
Место, которое занимает авторская документалистика в современном российском кинопроцессе, подразумевает, что вслед за отдельными громкими успехами наших картин на западных фестивалях, должны появиться и программы, готовящие
Такие образовательные программы, семинары и
Для документальной Лаборатории в рамках Generation Campus мы отобрали 8 проектов, авторы которых работают в в Северной и Южной Америке, Западной Европе, на Камчатке. Читать лекции и вести семинары в Лаборатории были приглашены профессор ВГИКа Борис Караджев и педагог Иерусалимской киношколы Сан Шпигель
В отличие от коллег из сценарных и продюсерских лабораторий Кампуса, в режиссерских мастерских мы традиционно работаем не только с текстами и вербальной частью презентации, но и с трейлерами как важной составляющей неигрового кинопроекта на всех международных питчингах. Один из критериев отбора в Доку.Лаб — наличие у участника видео или других визуальных материалов к будущему фильму. Соответственно, параллельно с лекциями, обсуждениями и круглыми столами в рамках нашей Лаборатории работало несколько монтажных.
Так, например, на начальной стадии работы над фильмом Anima Transparenti основной выразительный материал документалиста Луки Лучесси — это сотни слайдов, полноценная многолетняя фотохроника некоей итальянская семьи, купленная режиссером за бесценок на сицилийской барахолке. Собственно, случайная покупка и определила жанр будущего кино — документальное расследование, фильм — семейная хроника. «Пробивая» в полиции номер семейного авто, попавшего в кадр, изучая подписи к слайдам, сличая имена и фамилии, режиссер все время натыкался на забытые могилы на сицилийских кладбищах, из чего сделал вывод, что семья распалась, а дети покинули Италию. Понятна и мотивация автора — через фильм найти оставшихся членов семьи, вернуть детям утраченный архив, а вместе с ним и забытую семейную историю. После финального питча на Кампусе один из педагогов Доку.Лаба Яир Лев отобрал эти неигровые
Anima Transparenti (Лука Лучесси, 2011)
Режиссер Денис Клеблеев в проекте под рабочим названием Кладбище кораблей предлагает свою кинематографическую интерпретацию популярного слова «распил»: в поисках работы узбекские гастарбайтеры-сварщики приезжают на Камчатку распиливать на металлолом остовы ржавых советских судов и подводных лодок. Уже отчетливо дает о себе знать языковой барьер между русскими и молодыми узбеками — и тем любопытнее рефлексия этого Интернационала портовых рабочих, их рассуждения об общем советском прошлом, о великом наследии, под визг
Не первый раз работающая с закрытыми сообществами и сектами, режиссер Анна Моисеенко на сей раз решила исследовать субкультуру радикальных веганов и защитников прав животных.
Имитирующий небрежную стилиcтику активистских документальных фильмов, задуманный очевидно не без влияния «Выхода из сувенирной лавки», проект ZooIsMen погружает в странную среду разочаровавшихся в человечестве интеллектуалов — они отвергают результаты эволюции, призывают отдать всю власть животным. Им вторят маргинальные анонимы — то ли супергерои, то ли хулиганы, берущие на себя ответственность за вымышленные теракты… Возможно, молодые люди, столь рьяно призывающие не есть мясо и не носить меха, выглядели бы не так гротескно, абсурдно и в то же время нелепо, будь в стране нормальная оппозиция и свободные выборы.
Разумеется, нескольких дней Лаборатории недостаточно для того, чтобы полностью подготовить проект авторского документального фильма — составляя программу семинара и подбирая педагогов, мы сделали акцент именно на творческом, режиссерском решении фильма, намеренно оставляя за бортом вопросы бюджета, продюсирования, продвижения и фестивальной стратегии будущего кино. Все это предмет разговора для более длительных программ, включающих в себя целый комплекс встреч, лекций, тренингов и домашних заданий на протяжении нескольких месяцев. Именно такой долгосрочный цикл с финальный питчингом Generation Campus планирует провести уже в следующем году совместно с одной из европейских образовательных программ.