хроника

Сеанс-дайджест №135

«Оскар» достанется всем. — Другие фильмы о Мулан. — Феллини перематывает время. — Не так милы «Милашки». — Почему Роднянский не работает со Звягинцевым? — Лав Диас выбирает монохром. — София Коппола под взглядом фемоптики. — Чарли Кауфман и Гильермо дель Торо. — Новый Абель Феррара.

Самая обсуждаемая новость недели: обновление правил приема фильмов, претендующих на «Оскар» в номинации «лучший фильм». Несколько поправок регламентируют участие в работе над фильмом женщин, представителей ЛГБТ, людей с когнитивными или физическими проблемами, а также расово-этнических меньшинств. Кто-то видит в этих совершенно не значительных мерах «квотирование», кто-то «цензуру», а кто-то и вовсе грезит о конце кино. Радоваться и плакать, пожалуй, рано. Кинокритик Фарид Бектемиров объясняет, что все оскаровские лауреаты и номинанты последнего времени (включая «Дюнкерк» и «1917») без особых проблем подходят под новые требования. А самым грустным советуем внимательно прочитать новые правила.

● ● ●

«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского — Что говорят о фильме? «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского — Что говорят о фильме?

Завершился 77-й Венецианский кинофестиваль. Золотого льва получила «Земля кочевников» Хлои Чжао с Фрэнсис Макдорманд в главной роли, Серебряного — «Новый порядок» Мишеля Франко. Можно порадоваться и за соотечественников: Андрей Кончаловский уехал со специальным призом жюри за фильм «Дорогие товарищи», а «Китобой» Филиппа Юрьева победил в программе Venice Days. Оба фильма покажут на «Кинотавре».

● ● ●

Есть Мулан, а есть Мулань. В постепенно открывающихся по стране кинотеатрах можно посмотреть новую диснеевскую «Мулан». Но в сети можно найти и другие версии. О знаковой героине китайской мифологии и других фильмах о ней рассказывает Дмитрий Комм.

В этом фильме звучит одна из самых известных реплик гонконгского кино. Мулань, разрываясь между любовью к своему боевому товарищу и необходимостью поддерживать имидж брутального воина, заявляет ему: «Если бы ты был женщиной, я бы на тебе женился!» Эта фраза в Гонконге примерно так же популярна, как «У каждого свои недостатки» в Америке.

● ● ●

Брайану Де Пальме 11 сентября исполнилось 80 лет. Можно пересмотреть, например, «Неприкасаемых». Об истории создания одной из лучших картин мастера читайте на Cinephilia & Beyond.

● ● ●

Михаил Трофименков на страницах «Коммерсантъ Weekend» пишет про «Маменькиных сынков» Федерико Феллини. Картина скоро выйдет в ограниченный прокат.

Феллини — иначе не скажешь — режиссер шиворот-навыворот. «Нормальные» киноклассики, как принято говорить, только в своих фильмах-завещаниях подводят итоги жизни и творчества, суммируют мотивы, перебирают в памяти страницы былого. Феллини в таком случае — классик паранормальный. «Маменькины сынки» — уже сумма всего того, что принесет Феллини славу, уже преждевременное подведение итогов и обращение к провинциальным истокам, от которых режиссер едва успел с нежным отвращением отпрянуть.

● ● ●

Иногда выход к широкой публике чреват проблемами. На Netflix недавно выложили французскую картину «Милашки» Маймуны Дукур, взявшую «Хрустального медведя» Берлинале-2020. Картина о школьницах, вопреки воле родителей увлекшихся тверкингом, собрала хорошую прессу на фестивалях, но вызвала недовольство общественности после публикации англоязычного постера (действительно, довольно дурацкого). Но это было только начало. Отрывки из картины разнеслись по «твиттеру» и стали причиной популярности хэштега #CancelNetflix. Возмущенные пользователи требуют удаления «сексуализирующего детей» фильма с сервиса. Иначе бойкот. Христианские консерваторы и леволибералы нашли друг друга и слились в едином праведном гневе.

● ● ●

Огромное интервью с Александром Роднянским на сайте «Искусства кино»: о военном фильме Андрея Звягинцева, болезненном провале «Обитаемого острова», конформизме в индустрии, цензуре и современной отечественной кинокритике.

Я не верю в кино как бизнес и считаю, что у нас его еще не существует. Если не считать бизнесом работу с госденьгами, конечно. Могу ошибаться.

● ● ●

На кинофестивале в Торонто прошла мировая премьера «Американской утопии» — киноверсии хитового мюзикла Дэвида Бирна (написанного на основе его последнего сольного музыкального альбома), заснятого Спайком Ли. Дэвид Эрлих из IndieWire остался доволен картиной и сравнивает ее с «Не ищи смысла» Джонатана Демме, одним из лучших фильмов-концертов всех времен.

● ● ●

Little White Lies вспоминают удивительный хоррор с непереводимым названием Ginger Snaps (у нас известен просто как «Оборотень»). Печальная канадская картина о двух сестрах, одна из которых медленно превращается в оборотня, не сразу нашла своего зрителя, но со временем стала действительно культовой.

● ● ●

Cineticle сделал первый перевод на русский язык важной статьи Жан-Франсуа Лиотара, ставшей отправной точкой их нового номера. На каких основаниях одни кадры маркируются «хорошими», а другие «плохими», чем обусловлены привычные эстетические конвенции и что общего между абстрактной живописью и японским театром.

В этом смысле все концовки — это хэппи-энды, потому что каждый раз всё заканчивается; даже если фильм заканчивается сценой гибели, это всё равно означает разрешение диссонанса.

● ● ●

Без всякого повода Mubi вспоминает великую Маргерит Дюрас — писательницу, сценаристку и постановщицу.

Парадокс Дюрас, сформулированный Жако: «Она ненавидела кино, но обожала снимать фильмы».

● ● ●

Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях» Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях»

На «Кинотавре» прошла российская премьера нового мультфильма Андрея Хржановского «Нос, или Заговор „не таких“» (Василий Степанов передает, что это шедевр), а на сайте «Новой газеты» можно посмотреть отрывок из него.

● ● ●

В Москве Garage Screen на днях показал отреставрированную версию «Батанг Уэстсайд» — редкой цветной картины Лав Диаса, снятой им в Америке 2001 года. На «Афише» вышло приуроченное к этому событию интервью с выдающимся филиппинским постановщиком.

Вечность — это наивысшая цель для любого эстетического устремления, так сказать, оргазм всей жизни. И лично для меня в черно-белом кино присутствует это чувство, смесь экстаза и глубокой печали, и оно не нуждается в артикуляции. Это просто есть. Загадка.

● ● ●

Трейлер нового документального фильма Абеля Феррары. О себе любимом.

● ● ●

Обстоятельная феминистская ревизия творчества Софии Копполы. Не бойтесь — ее не «заканселили», разве что немного пожурили за отсутствие темнокожих персонажей в исторических картинах. Кроме того, это тот редкий случай, когда действительно стоит заглянуть в комментарии.

● ● ●

«Я думаю, как всё закончить» — Чек-лист для Чарли Кауфмана «Я думаю, как всё закончить» — Чек-лист для Чарли Кауфмана

Чарли Кауфман рассказывает о своем последнем фильме, незадавшейся работе с Гильермо дель Торо (они собирались вместе делать экранизацию «Бойни номер пять» Курта Воннегута) и будущем stop-motion анимации.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: