Усы, пленка, формат широкий — «Смерть на Ниле» Кеннета Браны

На этой неделе выходит в прокат новая серия приключений Кеннета Браны в образе Эркюля Пуаро. Широкоформатные радости запечатленных усов и предыдущие киноинтерпретации старинного детектива описывает Станислав Ростоцкий.

«Смерть на Ниле». Реж. Кеннет Брана. 2022

«Это она! — сказал мистер Барнаби, хозяин „Трех корон“. И толкнул локтем соседа. Приоткрыв рты, оба выкатили буколические глаза. Перед почтовым отделением стал большой ярко-красный „Роллс-ройс“. Из него выпрыгнула девица — без шляпки и в простеньком (обманчиво простеньком) платьице; златовласая девица с властным лицом, с прелестной фигурой — словом, редкая птица тут…»

Один из самых значительных и популярных романов Агаты Кристи про Эркюля Пуаро увидел свет в 1937 году, а в 1978 экранизация работы Джона Гиллермина стала первой в серии из шести фильмов, где роль знаменитого бельгийского сыщика исполнил Питер Устинов. «Смерть на Ниле» получила абсолютно заслуженный «Оскар» за лучшие костюмы и собрала в кают-компании парохода «Карнак» беспрецедентную команду звезд, в эти костюмы облаченных: тут были заняты сразу пять оскаровских лауреатов (кроме Устинова — Бетт Дэвис, Джордж Кеннеди, Мэгги Смит и Дэвид Нивен), два номинанта (Джек Уорден и Анджела Ландсберри), а также весьма многочисленные «и другие» калибра Мии Фэрроу, Джейн Биркин и Джона Финча. Спустя практически молниеносные по тогдашним меркам три года гиллерминовский колосс (под названием «Роковое путешествие») узнали и полюбили в Союзе, причем наши зрители голосовали за него не только трудовым полтинником, но и сердцем: по опросу «Советского экрана» фильм вошел в квадригу лучших зарубежных картин проката-1981 вместе с «Тремя днями Кондора» Сиднея Поллака, «Переходом» Джея Ли Томпсона и «Я боюсь» Дамиано Дамиани. А в 2004, теперь уже синхронно, вся планета внимала девятому сезону телесериала «Пуаро», в котором хрестоматийное преступление на водах расследовал «лучший, талантливейший Эркюль нашей эпохи» Дэвид Суше.

«Смерть на Ниле». Реж. Кеннет Брана. 2022
Впрочем, и вне юбилейного контекста фильм, похоже, настроен принимать поздравления с первой же сцены

В 2017-м, после успеха нарядного и вполне увлекательного «Убийства в Восточном Экспрессе» Кеннета Браны, где на суд почтеннейшей публики были предъявлены баснословные (в стилистике не то Пиранези, не то Эшера) усы Эркюля Пуаро, которого сыграл сам режиссер, казалось, что и отправление от каирского причала «Карнака» не заставит долго ждать. Однако, как написали в том же «Советском экране» о новоявленном «Роковом путешествии», «путь фильма к экрану оказался непростым». Впервые премьеру «Смерти на Ниле» передвинули еще в самом начале съемок, в 2018-м, когда Бране пришлось отвлечься от марроканской натуры и возвращаться через океан на студию Fox, чтобы доделывать «Артемиуса Фаула»; больше года дата дрейфовала по мутным волнам ковида, и над фильмом нависла далеко не призрачная угроза выйти сразу на стриминге; наконец, когда всех вроде бы устроил октябрь 2021, весной того же года грянул скандал с уличенным в абьюзе и каннибальских фантазиях Арми Хаммером, а он, как назло, сыграл не какого-то второстепенного камердинера, а Саймона Дойла — ключевого персонажа, которого так просто не вырежешь, так что «до выяснения» был взят тайм-аут еще на год с лишним.

«Смерть на Ниле». Реж. Кеннет Брана. 2022

Как бы там ни было, пришвартовавшись к февралю этого года, премьера как минимум удачно совпала с 85-летием романа-первоисточника. Впрочем, и вне юбилейного контекста фильм, похоже, настроен принимать поздравления с первой же сцены: черно-белого пролога из эпохи Первой мировой, где рассказана весьма, как выясняется, трагическая история появления у Пуаро усов, причем именно такой, а никакой-либо еще формы. Сразу же становится ясно, что в ближайшие два часа будут оправданы все возможные ожидания.

Брана не отказывает себе в несколько хулиганском удовольствии

В том, что касается актерского состава, «Смерть на Ниле» образца 2022 года вряд ли способна конкурировать с dream team Гиллермина (всего-то три оскаровских номинанта — сам Брана, Аннет Бенинг и Софи Оконедо), но смотреть здесь есть на кого, и ему очень пошел бы постер в традициях многофигурных фильмов-катастроф 1970-х вроде «Ада в поднебесье» того же Гиллермина наподобие рождественского адвент-календаря с окошками.

Теперь уже нет никаких сомнений, что Пуаро в том виде, как его во второй уже раз подогнал под себя Брана, вполне способен стать центром представительной если не «вселенной», то уж минимум франшизы; вряд ли Железным Человеком (или скорее, Суперменом или Бэтменом, ибо стилистически фильмы Браны гораздо ближе к продукции DC, чем к Marvel), но вот Итаном Хантом или детективом Ди — вполне. Получилось соблюсти идеальный баланс между завиральными метаколлажами на тему классики (вроде «Шерлоков Холмсов» Гая Ричи) и дотошными, чуть ли не побуквенными экранизациями (вроде брановского же четырехчасового «Гамлета», в мерном течении которого на экране появлялись абсолютно все персонажи великой трагедии, включая Гекубу).

«Смерть на Ниле». Реж. Кеннет Брана. 2022

Фильм неизбежно становится похожим на комикс, но не на оголтелую мангу, а скорее на рисованные приключения еще одного не менее знаменитого, чем Пуаро, бельгийца — Тинтина (который, кстати, побывал в Египте еще за три года до своего усатого соотечественника). Брана не отказывает себе в несколько хулиганском удовольствии, например, расцветить кульминационную сцену срывания всех и всяческих масок лихой «мексиканской дуэлью». Но в целом, как и положено истинному джентльмену, ни на секунду не забывает о манерах, выдержке и правилах поведения в приличном обществе (даже если в самом сердце его притаился злоумышленник, а то и не один). А самое главное — неприкрыто и неподдельно наслаждается возможностями по-настоящему большого экрана (также, как и «Экспресс», «Смерть на Ниле» снята в формате 65 мм). Любуется равнобедренным совершенством пирамид и десертных креманок; выстраивает кадры строго-настрого по центру, будто с помощью готовальни из закромов то ли Уэса Андерсона, то ли Гринуэя, а иногда чуть ли не Алена Рене.

В какой-то момент вся эта обсессивно-компульсивная любовь к геометрии достигает у Браны и его постоянного в последние лет пятнадцать оператора Хариса Замбарлукоса, стоявшего за камерой на «Торе» и «Белфасте», высот столь беззаветных и упоительных, что всматриваясь в очередной иезуитски-симметричный план, понимаешь: никакая это, конечно, не «Смерть на Ниле», а самый что ни на есть The Eternal Triangle — тот самый, воспетый в бессмертных куплетах Тома Лерера про Лобачевского «Вечный треугольник», супербоевик студии Metro-Goldwyn-Moskva. С Ингрид Бергман в роли гипотенузы.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: