Легкость гиганта: о Давиде Черкасском
В детстве были волшебные слова — бац, бум, вжих. На этих словах можно было прыгать, скакать, кататься верхом, кувыркаться. Эти волшебные слова Давид Янович Черкасский оживлял в своих гениальных мультфильмах. Стоит герою получить по голове, тут же рядом в облачке — жирное «БАЦ!» Кажется, что в эти фильмы создатели заложили несколько шашек динамита. Мир, в котором можно чихать так, что падают стены, прекрасен!
Юмор в его фильмах разбегается в разные стороны — это и бесконечные гэги, и абсурдные чисто анимационные шутки, и уморительные реплики персонажей. «Мне не нравится эта экспедиция! Мне не нравятся эти матросы! И вообще… что? А, да! Нет! Мне вообще ничего не нравится, сэр!». Капитан Смоллетт в «Острове сокровищ» Давида Черкасского не просто говорит, а обильно плюется на каждом слове, что существенно сказывается на его дикции. Персонажи, нарисованные Радна Сахалтуевым и озвученные блестящими актерами, харизматичны и обаятельны. Для каждого из них, даже второстепенного и эпизодического, создан свой неповторимый образ, гротесково яркий и иронично контрастный. Если это положительный персонаж, такой как Джим Хокинс, то почему бы ему не быть невозмутимо флегматичным? А если перед нами Бармалей, то сомнений не остается — этот негодяй способен на все! Подшучивая над сериалом «Семнадцать мгновений весны», Давид Янович дал героям «Острова сокровищ» характеристики: «Сквайр Трелони. Туп. Жаден. Прожорлив. Надменен. Трусоват и ленив. Характер отсутствует. Не женат».
Фильмы Давида Яновича притворяются детскими, но захватывают в плен всех без разбора. От них не оторваться как от шипучей газировки. Их мелодии и песни потом долго не выветриваются из головы. Скачущее изображение музыкально, а музыка изобразительна. Здесь все смешано в единую феерию циркового представления, в котором одна игра мгновенно сменяется другой. Такие фильмы могут снимать только очень свободные люди, которым бесконечно интересно и кайфово жить на свете. Свобода заразительна: увидев, как легко и нагло можно совмещать киноизображение и анимацию, рисованную технику и технику перекладки, понимаешь, что рамки и правила — всего лишь выдумка. А что, так можно было?! Да, оказывается, можно. Можно брать неожиданно смелые ракурсы и сверхкрупные планы. Камера становится у Черкасского отдельным анимационным аттракционом. Она может быть субъективной (прямо из глаз героя) и рассказывать нам историю от первого лица. А может летать так, что дух захватывает от внутрикадрового монтажа. Такие визуальные приключения игровое кино до сих пор пытается воплотить, но не тут-то было! Язык фильмов Давида Яновича удивительно пластичен, в нем можно встретить даже фото-кино, когда изображение вообще не двигается, лишь сцены сменяют друг друга как в комиксе или диафильме — именно так рассказаны эпизоды с ограблением музея в «Капитане Врунгеле» или представлением про Муху-Цокотуху в «Докторе Айболите».
Фильмы Давида Яновича — это стопроцентный кураж, ведь когда хочется баловаться, невозможно не баловаться. В них столько легкости, что сложно поверить — неужели за этим стоит хоть какой-то труд? Кажется, что они созданы вообще без малейшего усилия, как импровизация музыкантов, которые собрались вместе получить удовольствие. Эти фильмы повлияли на всю отечественную мультипликацию, которая случилась после. И дело не только в расширении границ авторской фантазии — у Черкасского на «Капитане Врунгеле» учились и работали Александр Татарский и Игорь Ковалев. Вскоре они создадут «Пластилиновую ворону» и «Следствие ведут колобки», а потом еще и студию «Пилот», из которой выйдут авторы «Маши и медведя», «Смешариков» и «Снежной королевы». Так что несложно увидеть, на чьих плечах стоят современные анимационные бестселлеры.