Что такое русский блокбастер?
У моего друга есть излюбленная байка про туземцев, которые видят, что над островом летают самолеты. И они делают такой же из соломы, который летать не может, но если очень сильно разогнать, то он очень красиво бежит по взлетной полосе, и все дико радуются. Мне кажется, что русский блокбастер — в большинстве случаев — пока еще самолет из соломы, который похож на настоящий и даже по взлетной полосе бегает, но толком не летает. Хотя может доставить массу радости окружающим. Я бы очень хотел, чтобы он полетел. Но традиция советского мэйнстрима утеряна. А новые российские режиссеры словно пытаются готовить строго по заграничной поваренной книге, попутно заменяя недостающие экзотические пряности родной перловкой. Кстати говоря, в Швеции национальные блокбастеры — «Парень в соседней могиле» или, скажем, фильмы Лукаса Мудиссона — были сделаны по своим законам и никакого отношения к голливудской традиции не имели. А в Корее, наоборот, долго пытались следовать голливудским канонам, пока все рекорды вдруг не побил «Шири», с которого начался коммерческий подъем корейского кинематографа. Сюжетная схема там была заимствована, правда, из голливудских боевиков, зато дух и проблематика были глубоко национальными. Дух — а не колорит сувенирного магазина в «Шереметьево», как в «Гамбите» или «Советнике». Ведь национальные блокбастеры в других странах воспринимаются как арт-хаус. А какие наши блокбастеры могут так восприниматься? Пожалуй, лишь «Ночной Дозор». Я как-то к нему стал лучше в последнее время относиться — когда посмотрел все остальное. Не хочется брюзжать и говорить, что кругом — говно… Наверное, какие-то успехи все-таки есть. Публика ведь идет? Значит, продюсеры угадали ее ожидания, уже хорошо. Другое дело, что тем, на кого они не рассчитывали, это даже ненароком понравиться не может.
Читайте также
-
Франц Кафка — Пациент No. 1
-
Автомобиль, лопата и милосердие — «Простая случайность» Джафара Панахи
-
Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова
-
Взгляд сквозь годы — «Шукшин» Александра Расторгуева
-
Постоянство участи — «Белый пароход» Инги Шепелевой
-
Как мы смотрим: мифы, страхи, «Дыры»