В плену у плёнки
— Давайте сначала: почему вы стали заниматься кино?
— С детства меня окружало кино и камеры. Мой дед писал сценарии. А отец, юрист по образованию, был телеведущим. В юридическую школу он пошёл скорее на спор, чтобы доказать, что может сдать экзамены. Он работал на одном из телегигантов, на CBS, делал передачи об актёрах, художниках, режиссёрах. Тогда телевидение было другим: передач делали мало, и каждая из них обладала огромным влиянием, о многом люди узнавали из телевизора. Программа моего отца была известна по всей стране, она называлась «Камера 3». Это от приёма, который он начал первым использовать — комбинированная съёмка в студии с трёх ракурсов.
— А когда вы начали снимать?
— Я рос в маленьком городке в штате Коннектикуте, в Милфорде. Это в двух часах езды
—Я смотрел всевозможное кино. Дома отец часто устраивал просмотры фильмов, которые он мог достать на телевидении или из библиотеки комитета канадского кинематографа. Мы смотрели фильмы совершенно разных периодов, направлений и жанров

Пип Ходоров | © Rafa? Placek
— То есть вы с детства отдавали предпочтение экспериментальному кино?
— Для меня не существовало разделения на «экспериментальное» и «традиционное». Его нет и до сих пор. Кино — это то, что можно показать на проекторе. «Экспериментальным» кино делает подход к процессу его создания. До переезда во Францию и присоединения к кооперативу авангардных кинорежиссёров я и не подозревал, что снимаю экспериментальное кино.
— А вот зрители чётко проводят границу…
— Это вопрос образования. В моём фильме «Свободные радикалы» Питер Кубелка говорит о том, что первый раз посмотреть экспериментальный фильм — это как в первый раз затянуться сигаретой. С непривычки может и вырвать. Для тела — это шок. Большинство зрителей, конечно, не привыкло к такому кино, к такому способу восприятия визуального. Для большинства важен нарративный подход к реальности. Мы видим бездомного укравшего кусок хлеба из лавки и прежде всего глаз цепляется за последовательность действий — кто он такой, почему украл, что будет дальше. И только потом мы отмечаем рифмующиеся цвета куртки бездомного и хлеба… поэтику углов… Экспериментальное кино — это поэзия. Его надо воспринимать как поэзию, работу передающую ощущение.
— Вас никогда не посещает чувство, что кино пошло не по тому пути? В сторону нарратива, литературы и, в конечном счёте, меньшего потенциала для творчества?
— Нет, я так не думаю. Даже в золотые годы студийного кино, когда фильмы мыслились только как повествовательные, элемент эксперимента был очень велик. Студии возглавляли творческие люди, а не бизнесмены, как сейчас. Просто кино — это не только искусство, и, значит, неминуемо должен был появиться легко повторяемый рецепт успеха. А экспериментальное кино само по себе очень разное. В этом и смысл. Я бы не смог сделать два одинаковых фильма. Но в индустрии это необходимая вещь.

Кадр из фильма П. Ходорова Charlemagne 2: Piltzer (2002)
— Экспериментальное кино в разные годы проводило разные эксперименты. Что оно исследует сейчас?
— В пятидесятые и шестидесятые годы было много формальных экспериментов. Экспериментальные режиссёры того времени делали титры к той же «Одиссее» Кубрика. В восьмидесятые и девяностые — возник большой интерес к структуре. На рубеже девяностых и нулевых появилась куча фильмов, исследовавших проблемы гендерной, расовой и личностной идентификации, множество политических фильмов, размышляющих о человеке и человечестве, а не о формальных аспектах кинематографа. Было такое ощущение, что эксперименты с техническими аспектами кино: эмульсией, кадром, типом зерна — исчерпаны и единственная возможность выйти из системы — делать более личное, социальное кино. Что касается современного экспериментального кино, сейчас его ещё сложно анализировать. Пока эксперименты идут во всех направлениях:
— Сейчас, когда техника стала настолько доступна, как изменился кинопроцесс?
— В наше время кинопроцесс — это очень одинокое занятие: большей частью молодые режиссёры показывают свои фильмы через интернет, не имея возможности создать
— Вам кажется, что нужна более активная просветительская деятельность?
— Не знаю. Мой друг преподаёт

Кадр из фильма П. Ходорова Faux mouvements (2007)
— Ваши фильмы проникнуты любовью к «настоящему» киноаппарату. Как вам живётся в этот цифровой век?
— Тяжело. Я не приемлю цифру в творчестве. С ней работает столько людей, что я там не особо и нужен. Возьмём киношколы… раньше в киношколах кино показывали на том носителе, на котором оно было снято: 16 мм
— Но цифровые камеры становятся всё лучше и лучше. Например, камера RED даёт очень хорошее изображение…
— Да, но это всё не то. Есть такой режиссёр, Натаниэль Дорски, фильмов которого не существуют в цифровом виде. Это качество света, ощущение близости к источнику невозможно передать цифрой. У него есть фильм с долгим кадром уходящей воды залива, где видна каждая песчинка. Поразительный кадр. На DVD вместо этого были бы огромные пиксели, и всё бы ушло. Но обратной стороной ситуации стало то, что его работы почти неизвестны. Хотя я очень уважаю его решение не оцифровывать свои фильмы.
Киноплёнка работает со светом. Она настоящая, реальная. На ней остаётся тень события, которое было снято. И свет, который проецируется на экран, тот же, что был в реальности. Существует физическая связь зрителя и снятого события. Я много раз замечал, что когда снимаю
— Ваша компания занимается примерно тем же, что и
— Это не экономика, а, скорее, экология. Экспериментальное кино — удел фанатов, активистов, так что разговоры об экономике не уместны. Мы занимаем
— Где же выход? Нужно перевести кино в статус увлечения?
— Возможно, мы возвращаемся к эре меценатства, которая существовала до корпораций. Как в XIX веке, когда

Йонас Мекас в фильме П. Ходорова Pastrami Recordings (2009)
— Вы приехали на фестиваль «Послание к человеку». В чём ваше послание?
— На каждом жизненном этапе это послание было разным. Сейчас появилось желание преподавать. Раньше это казалось мне довольно странным занятием: быть привязанным к конкретному месту и отдавать такую большую часть себя такому малому количеству людей не хотелось… А сейчас меня часто приглашают с разовыми лекциями, и мне это всё больше нравится.
— В рамках фестиваля у вас было две программы: ваш фильм «Свободные радикалы» и подборка авангардных фильмов, исследующих тему кино. Расскажите, как вы выбирали материал для фильма и для программы?
— Для фильма я выбрал людей, которые могли бы хорошо рассказать об экспериментальном кино. Так получилось, что срез пришёлся
Идея лекции о времени пришла ко мне на кинофестивале в Вильнюсе. Мне предложили сделать подборку действительно долгих кадров: вроде Майкла Сноу, или фильма Empire Уорхола. Я согласился, но предупредил, что,
— При вашем неприятии цифры, забавно, что само название программы, в которой вы участвуете, In Silico — это термин, обозначающий компьютерное моделирование эксперимента…
— Да, но на этом мое родство с цифровыми технологиями заканчивается.

Стэн Брэкидж в фильме П. Ходорова Free Radicals (2010)
— Что вы снимаете сейчас?
— Сейчас ничего, а в прошлом году снял четыре фильма. Обычно я делаю по фильму в год. Это биологическая потребность. Был правда некоторый перерыв, когда мне начало казаться, что творческий элемент
— Нет, в отличие от Вертова, я никогда не считал, что камера объективнее смотрит на жизнь. Хотя
— Если уж мы заговорили о Вертове, можно спросить, что вы думаете о российском кино?
— Российское кино очень интересный феномен. Сочетание мрачнейших тем
Читайте также
-
Гамлет спустя шестьдесят лет — К столетию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского
-
Бойся зеленого дракона — «Девушки на балконе» Ноэми Мерлан
-
Саломея, моя любовь — «Семь вуалей» Атома Эгояна
-
Отдельность существования — Лучшие тексты об Иннокентии Смоктуновском
-
«Либо сказка, либо 1990-e»
-
Да поможет нам Бог — «Мелочи жизни» Тима Милантса
Пип Ходоров
Музыкант, режиссёр, лингвист, основателькино-кооператива Re:Voir и активист экспериментального кино. Родился в 1965 году в Нью-Йорке. Изучал когнитивную психологию, снимал кино, принимал участие в проектах Флюксуса. В девяностых уехал в Париж, где занимался семантикой. Пятнадцать лет назад организовал первую во Франции компанию по распространению экспериментальных фильмов. В этом году Ходоров привёз на фестиваль «Послание к человеку» свой фильм — «Свободные радикалы» (2010), получивший признание на фестивалях в Лондоне и в Роттердаме. Фильм прошёл в рамках конкурсной программы экспериментального кино In Silico, которая в этом году впервые стала частью фестиваля.