Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино
В интернете трудно увернуться от «Претендентов». Игривую мелодраму Луки Гуаданьино разобрали на мемы еще до выхода в прокат, а обсуждают в чем-то интенсивнее Каннского кинофестиваля вместе взятого. С чем это кино можно сравнить, как оно цепляет и почему раздражает, рассказывает Маря Плевицкая.
Успешный теннисист Арт Дональдсон (Майк Фейст) стремительно теряет вес в мире большого спорта и хочет уйти на вполне заслуженную пенсию. Его жена и по совместительству тренер Таши (Зендея) не может с этим смириться и отправляет Арта выступать на совсем мелкий турнир. Когда-то на похожем состязании Таши впервые встретилась с будущим мужем — а заодно и с его лучшим другом Патриком Цвейгом (Джош О’Коннор). Оба в разное время с ней встречались, оба претендуют на победу в финальной схватке.
Новый фильм Луки Гуаданьино и сам претендует на многое. Например, на динамичное повествование, бешеный ритм и неравнодушный взгляд на страстный мир амбиций — не только спортивных. Кажется, что все это в нем есть. Но в сущности претензия так и остается претензией. Все роли героев ясны с самого начала: вздорная Таши ищет мужчину, через которого может прожить свою жизнь заново; виктимный и податливый Арт не знает, кто он, и понемногу мимикрирует под всех сразу; раздолбай Патрик — смутный объект желания сразу обоих. Кто победит — в целом, не так уж важно. Исход если не известен заранее, то будет разгадан удручающе быстро.
Это не страшно: в самом успешном фильме режиссера «Назови меня своим именем» болезненный финал истории о первой любви тоже был отпечатан в каждом кадре, предощущался позвоночником. Фокус кино — даже с самыми простыми вводными — может быть настроен на пристальное наблюдение за героями, за самыми незначительными деталями их отношений, за причудами их игр и телесно-ментальных переплетений.
Чем заняться на «Претендентах», каждый решит сам
Именно такими и видятся «Претенденты» поначалу. Но динамики на экране нет — несмотря на то, что в объективе, кажется, все ее составляющие: томительный летний день, соревнование на корте и вне корта, юные и злые бегуны на длинной дистанции. Трио скорее противно, чем сексуально. Чем меньше веришь в химию между героями, тем больше на экране какой-то нелепой игривости, липких прикосновений. Никакой борьбы не будет, поскольку бороться не за что. Выбор Таши не так уж и важен, взаимное притяжение Арта и Патрика будет очевидно с самого начала — и тоже ни во что не выльется.
Каждый из персонажей несет в себе свою травму, но сопереживать им, конечно, не стоит — от зрителя никто этого и не ждет. Чем заняться на «Претендентах», каждый решит сам. Можно любоваться Джошем О’Коннором — молодым британцем, который «переигрывает» всех своих партнеров разом. Можно долго разглядывать всевозможные части тела Зендеи — и кто за это осудит? Можно поразмыслить о том факте, что автор сценария Джастин Куритцкес — муж постановщицы Селин Сон, которая в прошлом году тоже сняла фильм о тонкостях отношений девушки и двух мужчин. Всё хорошо и здорово, а фильм-то зачем смотреть?
Зрительское внимание удерживает не динамика отношений, а разгоняющий кровь саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса
Перед выходом «Претендентов» многие упражнялись в остроумии, сравнивая еще не виденный фильм то с «Матч-пойнтом», то с десятком других кинолент, где фигурировал теннис. После просмотра лично у меня возникла совсем другая ассоциация… «Такси-блюз». Это тоже история притяжения двух противоположностей и разрушительной страсти ко всему, что есть у другого и нет у тебя. Есть в ней даже мимолетное соперничество за одну женщину, оказавшееся лукавым миражом на пути к одержимости двух мужчин друг другом. Дебют Павла Лунгина вгрызается в каждого героя до костей — так, что в болезненных витках созависимых отношений раскрываются их самые главные горести и самые несбыточные мечты.
В «Претендентах» есть шлейф, призрачная попытка сделать тоже самое (хотя вряд ли, конечно, Гуаданьино думал о некогда нашумевшем перестроечном фильме). Это игривое, стильное кино, все в смешках и подмигиваниях. Но его отчаянное желание проникнуть глубже и передать что-то более нутряное и важное не дает ему остаться просто маленьким летним аттракционом. Он мыслит себя больше, чем он есть, — словно Таши — и это ощущается в каждом нарочито «красивом» кадре.
Истеричная интонация и манера монтажа напоминают и о фильме братьев Сэфди «Неограненные алмазы». Двухчасовой трип в самую сердцевину хаоса, который, несмотря на свой ритм, проживается легко и непринужденно — и не позволяет оторвать от себя взгляд. «Претенденты» хотят увлечь нас так же, но зрительское внимание удерживает не динамика отношений, а разгоняющий кровь саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, создающий, вкупе с резвым монтажом и «интригующими» скачками таймлайна напряжение там, где его отчаянно не хватает.
Но сам фильм, к сожалению, бесплоден, анемичен и вычурен. В нем не разглядеть ничего, кроме привлекательной наружности. Ровно так же и с героями. Их теннисные и бытовые амбиции карикатурны, а личности редуцированы до одной характерной черты. Жизни этих людей могут уместиться в аннотации на обложке очередного популярного романа, о котором в этом месяце поговорят все — и никто не вспомнит в следующем.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо