Сесиль де Франс: «Сниматься — настоящий подарок судьбы»
В российском прокате мелодрама «Обнаженная муза Пьера Боннара» Мартена Прово, в которой Сесиль де Франс сыграла жену великого художника, Марту де Мелиньи. Об этой роли, живописи, изменениях во французской киноиндустрии и будущих проектах актриса рассказала Денису Виленкину.
Что было для вас самым эмоциональным в работе над ролью Марты, жены Пьера Боннара?
Момент, когда она писала картины, — я наслаждалась этим! Я занималась живописью, когда мне было десять, поэтому я соединилась с юной версией себя. Картины Марты — детские, несерьезные. Работая над ролью, я брала уроки рисования пастелью. Было безумно интересно учиться, но моя героиня не художница. При жизни у нее была всего одна выставка, она есть в фильме, а вторая проходит сейчас. Две выставки с разницей в век! Марта не хотела быть профессиональной художницей, и я намеренно сохранила это в своей игре.
Чувствуете давление на себя, когда играете реальных женщин?
Конечно. Но это потрясающий опыт: у тебя есть материалы, и ты можешь основываться на них, чтобы понять персонажа. Чувствуешь ответственность, должна быть аккуратной и не осквернить память людей, у которых есть родственники. Марта — привлекательная женщина, необычная. Она оставила след в памяти многих людей.
Было ли у вас такое, что вы внезапно осознавали у себя скрытый талант, как Марта к рисованию?
Не знаю. Может, к актерству?
Вы замечательная актриса, этого достаточно!
(Смеется) Спасибо.
Как персонаж повлиял на вас? Осталось ли что-то от Марты в вашем характере?
Я поняла, что лучший подарок моему ментальному здоровью — захлопнуть книгу, когда я ее прочитала. Делаю так со всеми ролями. Проживаю судьбы каждой героини, пока играю ее, но потом понимаю: пора двигаться дальше.
Режиссер Мартен Прово нашел интересный подход к этой истории. Каково было работать в таком мультижанровом кино, где часто меняется настроение?
Кадры, где герои достигли пенсионного возраста, мы снимали в самом конце. Играть в хронологическом порядке — редкость, в кино все делается вразнобой. Еще мы много снимали в одних и тех же декорациях. Это позволяло расслабиться и лишний раз не думать о развитии сюжета.
У Марты и Пьера любовь с первого взгляда. Вы верите в нее? Было ли просто изображать чувства в тандеме с Венсаном Макеном?
Вполне, мне нравится искать в жизни романтику. Играть с Венсаном было легко и весело — атмосфера была отличной, мы снимали в живописном доме. Все произошло само собой, со взаимным уважением и профессионализмом. Меня впечатлило, насколько он был страстно вовлечен в роль.
Съемочный процесс — как лодка: вы плывете, и у вас есть капитан, который обязан хорошо относиться к команде
Вдохновение — важная часть фильма. Что вдохновляет вас каждый день?
Жизнь. Реальная жизнь, живые женщины, книги, опыт — мой и моих друзей. Из последнего я читала «Маленькие милости» Денниса Лихейна. Отличная главная героиня! Я бы могла ее сыграть. (Смеется)
Вы — мечтательница? О чем мечтаете?
Было бы здорово продолжать сниматься и получать прекрасные роли. Ты никогда не знаешь, получится ли работать дальше. Это настоящий подарок судьбы.
В фильме потрясающие костюмы, а вам нравится мода? Я говорю не только об образах на красные ковровые дорожки, но и о повседневном стиле.
Я далека от моды, поэтому вне Каннского фестиваля и кинопремии «Сезар» — пустота. (Смеется) Это не моя страсть. Я росла не в Париже, столице моды, а в небольших деревушках в Бельгии.
Когда вы были ребенком, вы часто ходили в картинные галереи и музеи? Какие запомнили больше всего?
Родители нечасто водили меня туда, мы жили в деревнях. Я знакомилась с искусством и литературой через школьную программу.
Я поклонник фильма «Большой мир». В «Обнаженной музе Пьера Боннара» вы тоже играете героиню, которая постоянно преодолевает себя. Вам нравятся такие роли?
Да, для меня они — подарок. Уверена, что многие актрисы были бы счастливы сыграть их, это бы помогло им расцвести профессионально.
Что вы думаете о социальной стороне изобразительного искусства? Большей частью художников были мужчины, которые рисовали обнаженных женщин. Изменилось ли что-то с 1893 года?
К счастью, ситуация улучшается, но мы все еще на пути к справедливости. Например, сейчас на Каннском фестивале всего семь женщин-режиссеров в основном конкурсе со своими картинами. Будучи актрисой, вижу изменения. Мне скоро 48 — я надеюсь, что мне доведется сыграть женщин, проходящих через менопаузу. Для меня важно, чтобы в моей работе зрительницы могли увидеть себя.
Выбор проекта зависит не от жанра, а от того, будет ли мне нравиться фильм
Актриса Марион Котийяр признавалась, что в молодости часто сталкивалась с сомнительными ситуациями на площадке. Она говорит, что сейчас у молодых актрис больше возможностей противостоять харассменту. Согласны ли вы с этим?
Все меняется, и это замечательно. Я знаю актрис, которые страдали на площадке, но у меня такого не было. Думаю, мне повезло: я могу сразу увидеть проблему. Мне достаточно выпить кофе с режиссером перед съемками — мои антенны сразу говорят мне, ждать опасности от него или нет. Я отказалась от нескольких проектов, потому что мои инстинкт сказал: «Нет-нет-нет». В мое время отношения на площадке были более вертикальными, сейчас с этим проще. Съемочный процесс — как лодка: вы плывете, и у вас есть капитан, который обязан хорошо относиться к команде. Ведь именно она позволяет кораблю не тонуть.
Что бы вы поменяли в современном французском кинематографе, если бы могли?
Мне не нравится быть в позиции своенравия, это фрустрирует. Я быстро адаптируюсь к реальности — например, счастлива, что в моем возрасте могу работать и развиваться.
Вы играли в «Кровавой жатве», которая стал важным символом трансгрессивного французского кино. С тех пор вы ни разу не играли в хоррорах и слэшерах, было бы вам интересно повторить этот опыт?
Почему нет? Этот фильм мы снимали давно, я была молода. Кто знает, что будет в будущем?
А если вам предложат роль в супергеройском кино, согласитесь?
Для меня выбор проекта зависит не от жанра, а от того, будет ли мне нравиться фильм. Я всегда могу найти плюсы.
Что дальше? Какие проекты с вами выйдут в будущем?
Осенью состоится премьера фильм Альбера Дюпонтеля «Второй тур». Я играю журналистку, которая расследует дело о президентских выборах во Франции.
Ух! Кажется, мы едем в Венецию.
Нет, Альбер ненавидит кинофестивали (Смеется).
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»