Большое сердце маленького человека
Ребенок как образец сознательности
«Сережа», 1960, реж. Георгий Данелия, Игорь Таланкин
Для одних Сергей, для других — Сережа.
Сережа… и уже ничего не изменить — появляются плащ и чемодан нового мужа мамы, и можно будет только «выбрать», кого тебе «купят» — брата или сестру. И придется на целый день в наказание остаться дома за то, что назвал взрослого дурака дураком.
Сергей… и тебе купят «взрослый» билет в автобусе. И можно целый день провести на работе у Корастылева и кататься на машине. Сергей… и в школу пойдешь вместе со всеми, а одиноко сидеть в пустом классе не будешь.
Опережающая возраст «взрослость» Сережи помогает ему принять в свой мир Корастылева и даже новоиспеченного маленького брата. Но неожиданно выясняется, что теперь нужно всех — и нового папу, и маму с братишкой — отпустить неведомо куда, в Холмогоры, и на долгие месяцы остаться в одиночестве. Оказывается, быть взрослым значит делать то, чего делать не хочется. Не удается родителям успокоить Сережу, с ними через силу соглашается Сергей.
В начале фильма Сережа — маленький великан, для которого весь мир и знаком, и бесконечно огромен. Собственно, это и есть главное художественное решение фильма — он «снят» глазами маленького Сережи, и все происходящее мы видим с его точки зрения. В финале мир сжимается, вся Вселенная предстает в виде света автомобильных фар, которые провожают его, маленького, до крыльца. Одиноко плетется к дому Сережа в шубке, весь закутанный, в валенках и шапке, он кажется еще меньше, чем был, и все же мужественно прячет от взрослых замерзшие слезки, потому что обещал «Корастылеву, миленькому…»
Сережа, 1960, реж. Георгий Данелия, Игорь Таланкин
Вслед ему не смотрят те, для кого он Сережа, и срывается тот, для кого он Сергей. Корастылев, впервые назвав Сережу сыном, под свою ответственность,