Фестивали

БФМ-2021 — Конкурс рецензий

Во время проведения онлайн-показов Большого фестиваля мультфильмов мы начали конкурс рецензий на фильмы из его программы. Объявляем имена победителей, публикуем их тексты, а также еще пару полюбившихся работ.

Победителями стали Эрик Ильмуратов с текстом о «Словах-паразитах», Екатерина Серебрякова, написавшая про «10000 безобразных пятен», и Никита Ермолаев, отыскавший в формате пятисекундных фильмов новые возможности. Они получат абонемент на БФМ следующего года и книги от издательства «Сеанс». Публикуем эти и еще три интересные рецензии (с согласия авторов они были сокращены). Если вы тоже захотите написать о мультфильмах (любых), можете присылать свои тексты на адрес seance.animation@gmail.com

Работы конкурсантов и победителей нашего предыдущего конкурса рецензий можно прочитать здесь и здесь.


«Слова-паразиты». Реж. Алексей Ермолаев

Эрик Ильмуратов, социальный антрополог, кинокритик и сценарист видеоигр, Екатеринбург

Принято считать, что достаточно развитое сознание — это главное отличие человека от животного/природного мира. Разум как основа человечности дает нам очевидные преимущества, но в то же время служит и обузой, так как ведет к сомнениям, переживаниям и фрустрации. Животные, напротив, не отягощены этим бременем и могут спокойно наслаждаться существованием в своей простоте. Разум рождает культуру, культура — слова, слова рождают язык (поменяйте последовательность на свое усмотрение). Что будет, если перенести эту структуру на животный мир? Об этом фантазируют создатели «Слов-паразитов».

Фильм заявлен как мюзикл, над которым работали целых пять лет. На деле это, скорее, анти-мюзикл, потому что поет всего один человек. Голос Дмитрия Мозжухина звучит достаточно монотонно, гипнотизирующе и макабрически. Звуко- и видеоряд идеально дополняют друг друга и с трудом существуют по отдельности. Они целиком про язык и общение. Тут есть и устная речь, и письменная, и язык как часть ротовой полости, и язык жестов, и интуитивно понятный язык звуков: щелчки, стук, треск и другая перкуссия. Все в этом лесу органично и вписано в пейзаж, даже хаос и паразиты.

Мультфильм буквально иллюстрирует теорию Сепира-Уорфа: язык определяет наше сознание и формирует мировосприятие.
«Слова-паразиты». Реж. Алексей Ермолаев. 2021

Мультфильм имеет четкую структуру: три арии трех разных животных, четыре вставных арии Рассказчика и эпилог. В первой арии Змей рассказывает о том, что не может теперь просто съесть свою жертву — он вынужден пресмыкаться и просить добровольно «полезать к нему в пасть». Раньше его оружием были яд и клыки, инстинкт и натура коварного хищника, а теперь Змей ограничен новой лесной «цивилизацией» и у него есть лишь слова: «прошу», «помогите», «умоляю». Вторая ария рассказывает о том, как Заяц перестает быть вечной жертвой, начинает сочинять стихи и хочет привить остальному лесу любовь к «высокому», но больше занят своими честолюбивыми мыслями о славе и искусстве. Заяц нарушает зону комфорта остальных зверей, и после этого Рассказчик (деревце с глазами) констатирует кризис экосистемы, ее окончательный распад и загнивание. В третьей арии Лось рассказывает о том, как сильно он устал от чужих речей и переживаний. Как бы отвечая на пафосные тирады Зайца, Лось объясняет, что ему навязали общение, им пользуются как хорошим слушателем. Для него слова — это просто шум, заполняющий пустоту между собеседниками.

Вирусу, как и языку, нужен носитель, некое пространство для роста.

«Слова-паразиты» текстоцентричны. Строчки Мозжухина оказываются важнее видеоряда. В какой-то момент анти-мюзикл превращается в бесконечный калейдоскоп символов, суть которых теряется в рябящей перед глазами кутерьме — они заполняют экран, словно бегущие цифры в «Матрице». Мультфильм буквально иллюстрирует теорию Сепира-Уорфа: язык определяет наше сознание и формирует мировосприятие. Реальность леса кардинально меняется с появлением, развитием и распространением языка, и чем больше животные говорят, тем быстрее чаща поглощается порчей, темнеет и усложняется.

Слово-паразит — остроумный «панч» и красивое название для проекта. Но метафора языка как паразита рассыпается, если задуматься о ней, ведь язык не получает от человека никакой выгоды. Параллельно и незаметно проходит еще один нарратив: речь как ошибка в слаженном механизме природы, некая аномалия, поломка системы: «Никто не ждал беды, ведь не было слова беда». Относительно языка скорее уместна метафора вируса как некой вредоносной сущности, крайне заразительной и изменяющей человека. Вирусу, как и языку, нужен носитель, некое пространство для роста.

«Слова-паразиты». Реж. Алексей Ермолаев. 2021

«Слова-паразиты» — не о словах-паразитах, а о словах в целом. Растянутая на двенадцать минут метафора, главный смысл которой: сознание, язык и культура усложняют нашу жизнь. Слова плодятся как кролики и заполняют собой весь лес. Звери, которые до этого думали лишь о базовых, физиологических потребностях, стали испытывать более комплексные чувства: стыд, зависть, сострадание, тоску и так далее. Подчеркивается дуалистическая природа этого феномена: «Животные начали думать, и это последняя стадия магического дара или кары небес». При оптимистичном сценарии это должно было привести к росту самосознания у животных, построению общества и цивилизации (см. мультфильм «Зверополис»), но здесь «развитие» выливается в полную дезинтеграцию и отчужденность лесных жителей, практически антиутопию. В идущих друг за другом ариях столько тоски и безысходности, а в музыке столько гнетущих и минорных нот, что становится страшно не за этот выдуманный лес, а за наш, человеческий.

«Слова-паразиты» будто происходят в загробном мире, где пляшут привидения и никогда не светит солнце.

Срежиссировал клип Алексей Ермолаев вместе со студентами школы дизайна НИУ ВШЭ. В нем использован простой коллаж и рисованная анимация. Достаточно наивный стиль в некоторых моментах пестр (уподобляясь тексту Мозжухина), а в некоторых становится черно-белым или двухцветным, не теряя при этом яркой образности. Каждая ария выполнена в своем стиле. Иероглифы, символизирующие язык, напоминают те, которыми пользуются некоторые коренные малочисленные народы севера России, что добавляет лесу хтонической экзотичности. Дерево с глазами, жукоподобные дачники и мутирующие животные, периодически оголяющие кости в рентгеновском луче — «Слова-паразиты» будто происходят в загробном мире, где пляшут привидения и никогда не светит солнце.

Несмотря на то, что анимационные клипы пришли в нашу жизнь и поп-культуру уже давно, они обладают огромным потенциалом и продолжают пользоваться популярностью именно за счет неограниченной свободы в использовании художественных средств. Их можно пересматривать и каждый раз находить что-то новое — для чего еще не придумали слов.

«10000 безобразных пятен». Реж. Дмитрий Геллер

Екатерина Серебрякова, студентка-мультипликатор, Москва

Главные герои — двое художников, которые давно не виделись друг с другом. Один похож на доброго пухляша средних лет, другой — на типичного диснеевского антагониста (но на протяжении фильма мы понимаем, что оба — приветливые и хорошие люди).

Каждый у себя, они начинают рисовать тушью: проводят всего одну линию, но она как бы начинает мелодию мультфильма, превращаясь в их путь друг к другу. Один едет по этой линии на велосипеде, другой — на машине. Навстречу им из пятен туши вырастает пейзаж и его обитатели — птицы, кот, надоедливая муха — черное пятно, которая залетает в машину (художник недовольно отмахивается от нее). Интересно наблюдать за тем, как живет то, что герои просто проезжают мимо. Все движется вдоль пути в ритме, в мелодии, в пятнах, появляется прямо перед глазами, точно кто-то рисует в реальном времени.

А вот мимо проносится поезд — с мелодией, с пятнами и линиями

В мультфильме два пространства. Одно — в котором герои находятся в процессе поездки. Оно ритмичное, динамичное, в пятнах и линиях, с недетализированными фонами, но в то же время умиротворенное. Второе появляется, когда мы видим железнодорожную станцию. Это — статичная часть мультфильма. Здесь мы можем разглядеть окрестности, лучше погрузиться в атмосферу. Рядом со станцией продают еду, слышатся разговоры, стоит небольшой рядок машин, в которых сидят люди и птицы. Стоит на посту смотрительница станции. Рядом небольшой водоем, где можно увидеть плавающих рыб и двух уток: одна из них развлекается тем, что качается на волнах. А вот мимо проносится поезд — с мелодией, с пятнами и линиями, в том же состоянии поездки, которое было в первой части фильма. И мы видим, как два пространства — ритмичное, мелодичное, пятновое и статичное — сосуществуют вместе, и мир становится объемнее.

О построении микроисторий (фильмы фестиваля «Ща, 5 сек»)

Никита Ермолаев, студент, архивист, Москва

Когда фильм длится всего пять секунд, что можно с ними сделать?

1.Новеллы-поговорки. Очевидность исполнения подобных коротких фраз убивает всю многогранность подходов к драматургии. Визуальная привязка к описываемым в поговорках процессам не дает выйти за пределы предсказуемого и углубить ощущение движения, пространства, ритма. Нам очевиден финал и очевидно происходящее. Итог: простой и порой смешной способ нарисовать микроисторию без особенных открытий.

2.Новеллы драматургии. Хороший способ изложить историю или собрать ее по кирпичам — построить цепь конфликтов между героями. Шаблонность ожидания от таких историй все равно остается высокой, но у автора всегда есть право слома ожиданий. Такое же право есть у автора и в первом типе новелл, но там будто бы ощущается легкая примитивность сюжета и образа — к нему прикреплена функция, без которой сама поговорка не способна быть понятой. Новеллы второго типа позволяют изощреннее играть с большим набором характеров, существ и ожиданий — от полного их слома до абсурдного следования шаблону.

Получается, время — это набор листов.
Высшие формы — «Ща, 5 сек» Высшие формы — «Ща, 5 сек»

3.Как можно обозначить пять секунд, кроме самого их показа? Пять слонов перебегают кадр за секунду. Пять секунд перебегают за секунду. Это уже поток времени. Что такое поток в анимации? Движущаяся пленка или набор белых листов? Получается, время — это набор листов. Показать так, чтобы видимое было понятным. Сложить непонимание потока слонов с боязнью мышей в союзе банального и новаторского, сюжетного и визуального. Очевидное и чувственное — как две необходимости такой фантазии. Боюсь, что драматургия в подобных формах способна показать лишь один конфликт, в то время как визуальные возможности столкновения различного стремятся к бесконечности. И тут мы подходим к главному вопросу. Если анимация могла стартовать с такого формата оживающего изображения, и создатели таких фильмов возвращают к этому чувству первичности, что вообще такое анимация? Мне кажется, ответ может быть таким: закройте глаза — вспомните, что вы видели — откройте глаза — ощутите кадр — закройте глаза.

«Мигранты». Реж. Юго Каби, Антуан Дюприе, Обен Кубиак, Люка Лермитт, Зоэ Девиз

Саша Николенко

Мультфильм начинается драматично: мама-белая медведица с детенышем оказываются одни на льдине в открытом море. Завязка настраивает одновременно на тему взаимоотношений «родитель — ребенок» и проблему глобального потепления. На деле перед нами история о трудностях, с которыми сталкиваются мигранты. Мультфильм прекрасен в плане визуального ряда, подбора фактур, звука. Однако все это разбивается об абсолютно спекулятивный сценарий с однобокой правдой, где есть только в буквальном смысле черное и белое. И в этом главный провал фильма. Мне кажется, подобные спекуляции неуместны даже при участии самых обаятельных плюшевых мишек.

«Аляска». Реж. Оксана Кувалдина. 2020

«Аляска». Реж. Оксана Кувалдина

Павел Шипигузов, студент Уральского Гуманитарного Института, направление «event-менеджмент и продюсирование в аудио-визуальной среде», Екатеринбург

Анимационный дебют Оксаны Кувалдиной «Аляска» основан на фольклоре алеутов и рассказывает о приключениях щенка хаски с северным сиянием на хвосте в поисках друзей. Каждое место наполнено духами со своими характерами и предназначением, а сам щенок символизирует дух Аляски.

Изображение с первых секунд завораживает, погружая в легкую атмосферу сказки и волшебства. Фильм нарисован мелками, что наделяет его определенной тактильностью. Смесь пастельных тонов и ярких акцентов превращает происходящее в настоящий карнавал, в центре которого северное сияние со своими переливами и бликами.

Он простой, но это не мешает ему покорить сердце.

Каждому зверю соответствует свой музыкальный инструмент, каждому новому месту — своя тема.

Все это вместе превращает «Аляску» в один из лучших фильмов фестиваля. Он не несет в себе никаких гендерных вопросов или проблем самоидентификации. Он просто про маленького щенка, который ищет друзей; про сову, которая весело крутит головой и продает мышей; про большого грозного мишку, ловящего рыбу; про огромного голубого кита; про волшебство и магию далекого края. Он простой, но это не мешает ему покорить сердце. И он намного интересней этой рецензии.

«Яблоневый человек». Реж. Алла Вартанян. 2020

«Яблоневый человек». Реж. Алла Вартанян

Алексей Брусов, 7 лет, Астрахань

Смотреть мультфильмы дома с семьей на большом экране (у нас проектор) еще интереснее, чем в кино. Недавно мы посмотрели «Яблоневый человек». Он очень скромный, живет в самом сердце дерева, а увидеть его можно только ночью, потому что днем он прячется. Это как душа, ее ведь тоже не видно, зато по делам всегда можно догадаться. Яблоневый человек щедрый и веселый. Его главное желание — чтобы всем вокруг было хорошо. Он бывает доволен, если выдается урожайный год, яблок много, они очень вкусные и их хватит, чтобы организовать яблочный праздник. Можно сварить варенье, сделать пастилу, напечь пирогов с яблоками, чтобы всех накормить, угостить птиц и животных. А еще сварить яблочный сидр и порадовать взрослых.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: