Контекст

Азбука страха

Assasino
убийца

СЕАНС  - 14 СЕАНС – 14

Он хочет напугать нас и потому порой ставит на место жертвы, и вот уже, исполненные ужасом, мы наблюдаем приближение неуловимого убийцы. Но все же чаще он заставляет нас смотреть глазами самого убийцы: мы ставим себя на место того Неизвестного, который наносит раны и убивает.

Bava
Бава

Среди учителей Ардженто несомненно следует назвать Марио Баву, великого режиссера итальянской фантастики 60-х годов, автора таких образцов жанра, как «Маска дьявола» или «Хлыст и тело». Бава предвосхитил те настроения и коллизии, которые позже будут использованы у Ардженто, он проявил ту же любовь к спецэффектам и техническому совершенству съемки.

«Маска демона». Реж. Марио Бава. 1960

Contello
нож

В фильмах Ардженто для совершения преступлений используется все что угодно: гвозди, стекла, веревки, тупые предметы, но предпочтительным все же остается режущее оружие типа ножа или той бритвы, которая в фильме «Сумерки» разрезает белую майку и проникает в тело, появившееся из-за занавеса. Здесь уже сама кинокамера воспринимается как убийца. Ардженто показывает нам невозможное, заставляет нас видеть сцену с точки зрения ножа, как если бы воображаемый глаз был вставлен в лезвие.

Donne
женщины

Фильмы Ардженто знаменовали эмансипацию женщин фантастического кино. Из преследуемых и беззащитных жертв они превратились в убийц. Уверенность в добропорядочности дает трещины, привычная канва обрывается. Даже спокойная и верная жена может оказаться беспощадной преступницей.

Effetti speciali
спецэффекты

Все фильмы Ардженто основаны на спецэффектах. При создании страшного Ардженто отдает предпочтение самым необычным кинокамерам, включая «стедикам», что и обеспечивает техническую виртуозность его фильмов. Однако в прямом смысле слова специальными эффектами у Ардженто являются изделия лабораторий ужасов различных художников и мастеров жанра. Это и Джермано Натали, и братья Корридори (с Ардженто сотрудничал и Карло Рамбальди), и молодой Серджо Стивалетти, создатель механических воронов для фильма «Опера» и целого ряда жутких существ из латекса и резины.

«Суспирия». Реж. Дарио Ардженто. 1977

Fortuna
удача

Режиссера Ардженто в мире кино сразу же ждала удача. С самого первого фильма его восторженно приняла итальянская публика. За рубежом его восхождение не было таким молниеносным, и на международном рынке его принимали по-разному. С большим успехом фильм «Темно-красный» прошел в Испании и Франции (хотя показы были сопряжены с массой сложностей: например, была вырезана финальная сцена отсечения головы Клары Каламаи), а также в Японии. Фильм «Суспирия» был восторженно встречен, прежде всего, в Англии и США, а в Японии он прошел с истинным триумфом. Явно худшая участь постигла за границей фильм «Пять дней». Он был слишком итальянским для того, чтобы его поняли за пределами страны, и потому не был экспортирован ни в США, ни в Великобританию, ни в другие европейские страны.

Gotico
готика

Будучи знатоком всех культовых фильмов ужасов, Ардженто составил целую книгу с подробным перечислением своих реминисценций («Чудовища и К0»). Зачастую его картины являются данью уважения как к великим лентам прошлого, так и к самому современному авангарду. Для Ардженто немецкий экспрессионизм 20-х годов несет в себе весь будущий кинематограф, Фриц Ланг и Ф. В. Мурнау — его бесспорные эталоны. И даже в цвете Ардженто вызывает в памяти голлливудовские краски 40-х годов, техниколор супругов Кальмус. Ардженто использовал все направления готического кино.

Hitchcock
Хичкок

Не успев дебютировать, Дарио Ардженто был награжден титулом «итальянского Хичкока». Критики подразумевали здесь не только жанр, но и подчеркнутое внимание Ардженто к экзистенциально-психологическим проблемам. Однако сам автор, будучи большим почитателем английского режиссера, отказывается от навязанной ему чести: «Может быть, я унаследовал его публику, — говорит Ардженто, — но никак не его тематику. Хичкок пуританин, а я анархист».

«Темно-красный». Реж. Дарио Ардженто. 1975

Incubi
кошмары

Кино Ардженто — «бредовое» кино. Режиссер заставляет нас видеть его кошмары наяву. Французский критик Жиль Грессар писал в «Фантастическом экране», что фильмы Ардженто это «испытание чувственное, как сон, и пронизывающее, как кошмар». И вот уже стерты различия между кошмаром и реальностью. Ардженто сам признается: «Кино для меня — это самая настоящая реальность». И часто то, что кажется истинным, скрыто от глаз, то, что нам кажется будничным и очевидным, на самом деле оказывается кошмаром. «Мы все подвержены власти грандиозных и жестоких образов, — утверждал Дарио Ардженто во время съемок фильма „Секта“. — Это способ изгнания наших кошмаров, ибо наши сны населены вселяющими страх образами, и, следовательно, страх, изгнание страха является составной частью нашей жизни, нашей культуры».

Nero
черный цвет

Черный — это цвет того жанра, в который сразу же вписались первые фильмы Ардженто с их полицейской и «реалистической» интригой. Даже его единственный не вписывающийся в рамки жанра ужасов фильм «Пять дней» был определен как «черный» фильм о революции, увиденной глазами воров и заключенных (его сравнивали с вестерном Пекинпа «Дикая банда»). Но черный цвет в фильмах Ардженто — это, прежде всего цвет смерти.

Ossessioni
наваждение

Кажется, что сами фильмы Ардженто находятся «под впечатлением» его страхов, его фобий. Творчество Ардженто заставляет вспомнить описание человека искусства, данное великим Юнгом: личность, которая в совершенстве владеет собой, путешествует в мир коллективной фантазии и, благодаря своему таланту, выражает то, что она вынесла из глубин бессознательного. Своими фильмами он передает нам свою неуверенность, и это ощущение становится нашим. Но он помогает нам побороть страхи нашего времени, отмеченного насилием (реальным, а не придуманным и анархичным, как в кино).

«Синдром Стендаля». Реж. Дарио Ардженто. 1996

Poe
По

Наряду с Лавкрафтом, Эдгар Аллан По остается неизменным литературным эталоном Ардженто. «Огромным источником моего страха, еще со времен моего детства, был и есть Э. А. По». Об Эдгаре По режиссер неоднократно писал (в том числе в предисловии к сборнику его рассказов, вышедшему в издательстве Бомпиани) и даже экранизировал его новеллу «Черный кот» в фильме «Пара дьявольских глаз». «Я ездил в Балтимор, — говорит Ардженто в интервью газете „Коррьере делла сера“, — и в маленьком потайном саду одной готической церкви я нашел не одну, а целых две могилы моего несчастного и отверженного, нищего друга-невротика, который, на мой взгляд, остается по сей день самым великим романтиком человеческого страдания и страха».

Quattro mosche di vellufo grigio
«Четыре мухи на сером бархате»

Этот фильм, снятый в 1971 году, стал переломным в художественной карьере Ардженто. Это было обращение в сторону фантастики. «Четыре мухи на сером бархате» явили собой переход от детектива по-итальянски к суровой фантастике. В этом фильме еще используется старый прием триллера, но детектив уже становится для Ардженто пройденным этапом. В сюжете впервые появляются элементы сверхъестественного, первые симптомы ирреальности. Этот фильм — в своем роде кинематографический раритет, особенно для самых молодых. Его никогда не показывают в кинотеатрах, он до сего дня не вышел на видеокассете, и поклонникам приходится довольствоваться крайне редкими, к тому же прерываемыми рекламой, появлениями фильма на телеканалах Берлускони.

Rosso
красный цвет

Красный — цвет крови, той, что неизменно появляется в картинах Ардженто: только в фильме «Четыре мухи на сером бархате» пролилось 35 литров эрзац-крови. Но это еще и цвет самого известного названия арджентовской фильмографии, «Темно-красный». Один из американских журналов о кино присвоил себе это имя (Deep Red), a затем так назвали итальянский журнал комиксов. Издательство, которое выпустило в 1976 году книгу «12 кровавых рассказов» под редакцией и с предисловием Дарио Ардженто, также называлось «Темно-красный». Сегодня это название можно увидеть на вывесках сети магазинов в Италии.

«Суспирия». Реж. Дарио Ардженто. 1977

Suoni
звуки

Рок, диско и металл, опера и симфония. Ардженто всегда был меломаном. Не считая фильма «Опера», который был истинным подарком миру оперного театра, самым музыкальным фильмом Ардженто остается «Суспирия», и в том числе благодаря стереофонической звукозаписи на 4 магнитных дорожках. Эта картина навеяна историей существовавшей в Швейцарии на рубеже веков антропософской общины Рудольфа Штайнера, где эзотерика учения познавалась в танце, ритме и магии. Для фильма «Суспирия» музыка была записана заранее и исполнялась во время съемок: актеры должны были прочувствовать ужас.

Televisione
телевидение

Оно тоже может быть источником ужаса, как в «Демонах», или может быть бесполезной, иллюзорной полумерой по отношению к жестокой реальности. Софи, соседка по комнате героини фильма «Феномены», держит включенным телевизор всю ночь, поскольку боится темноты. Но это не мешает убийце настигнуть ее; трагедия произойдет по ее возвращении после тайного свидания с женихом, на которое она сбежала.

«Птица с хрустальным оперением». Реж. Дарио Ардженто. 1970

L’uccello dalle piume di cristalli
Птица с хрустальным оперением

Это первый фильм Дарио Ардженто, и потому он просто обязан войти в его азбуку. Снятый, когда Дарио еще не было 30 лет, он сразу завоевал большой успех у публики. Кассовые сборы картины в Италии в 1970 году составили миллиард лир.

Vampiri
вампиры

Ардженто не снял ни одного фильма о вампирах. Стивен Кинг предлагал Ардженто снять фильм по «Ночам Салема», но режиссер не согласился, потому что не хотел работать с сюжетами, написанными другими, без собственной переработки. И, наконец в июле 1985 года Ардженто собирался поставить оперу «Риголетто», превратив одного из персонажей, герцога Мантуанского, в вампира. Но этот проект так и остался нереализованным: руководство оперного общества, которое организовывало эту постановку, сочло слишком дерзкую трактовку Ардженто неприемлемой.

«Опера». Реж. Дарио Ардженто. 1987

Zombi
зомби

Фильмом «Зомби» 1978 года отмечено начало важного художественного сотрудничества двух мастеров жанра ужасов: Дарио Ардженто и Джорджа А.Ромеро. Автор «Ночи живых мертвецов», культовый режиссер всех поклонников фантастического кино, Ромеро сразу же сработался с Ардженто. Их сотрудничество длилось вплоть до совместной работы над фильмом «Пара дьявольских глаз» и позволило непосредственно сравнить латинский стиль Ардженто и американский стиль Ромеро.

Публикуется в сокращении по: GLI SPECIALI DI PROFONDO ROSSO, № 1 — Luglio 1991. Edizioni Eden Srl, Milano


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: