Наконец в безопасности
«Атомный Иван» — продукт инновационной коллаборации корпорации «Росатом» с перспективными стартаперами: «модным театральным режиссером» Василием Бархатовым и «известным на весь мир драматургом» Максимом Курочкиным. Этот продукт мог бы стать фильмом, но в растерянности остановился на уровне аудиовизуального произведения. По замыслу — полнометражный рекламный ролик, призванный продемонстрировать стерильную состоятельность российской атомной индустрии. По форме — отчасти абсурдистский перформанс, отчасти описание быта (ну, совсем отчасти) современных физиков. По структуре — спектакль в фильме: прогрессивный по областным меркам театральный режиссер Аркадий работает над любительской постановкой во славу мирного «Росатома».
«Атомный Иван», в общем, не фильм, а скорее показательный симптом из истории болезни. Случай отчасти уникальный, поскольку являет собой редкий пример произведения равно не претендующего ни на строительство вселенной, подчиненной артистическому произволу, ни на лавры неуклюжего блокбастера. Милое такое создание. Его творцы не замахиваются на авторство, выступая скорее, как и театральный деятель Аркадий, в качестве приглашенных звезд. Не лезут из кожи вон, чтобы понравиться зрителю или угодить заказчику. Их даже не упрекнуть в халтуре: каждый реализует доступный ему уровень мастерства, не стремясь при этом слишком напрягаться.
Интересно, что при своей ритмической и стилистической расхлябанности балаган «Атомного Ивана»
Атомный Иван. Реж. Василий Бархатов, 2012
Чтобы не вышло апокалипсиса, необходима стабильность. И потому в основание конфликта заложен не метущийся треугольник, а надежный квадрат. Ваня и Таня любят друг друга. Вместе в институте, вместе на работе, вместе дома. Он — в компьютере, она — в диссертации. И никто друг другу не мешает, пока нет совместных планов. В эту идиллию вторгается случай в виде порвавшегося презерватива. Таня обеспокоена, Ваня в недоумении. Они продолжают друг друга любить, но у них появляется повод задуматься над тем, что вообще происходит. Одновременно со случаем вторгается и залетный режиссер Аркадий, который начинает дежурно ухлестывать за Таней, а Таня не то, чтобы согласна, но предпочитает повыбирать.
Перед нами четыре персонажа современной российской сказки. Дурак Ваня, даром, что дурак, но гений. Гений, своей гениальности не осознающий и даже ею пренебрегающий:
Умница Таня знает, как надо, только эти ее знания и добросовестность никому не нужны. «Да, и первая глава хорошо. Да, и вторая глава хорошо», — устало напутствует научный руководитель.
Аркадий, заштатный
Но главный в этой русской сказке — случай, типовое
Атомный Иван. Реж. Василий Бархатов, 2012
Конец большой истории совпадает с концом историй значимых. «Атомный Иван», отчасти задуманный как демонстрация надежности и предсказуемости постсоветской атомной индустрии, аргументирует странно: не бойтесь нас, мы дураки, неспособные даже дать выход своей гениальности. Не найти лучшей иллюстрации к поститорическим выкладкам Фрэнсиса Фукуямы. «Атомный Иван» рисует мир, в котором наступила эпоха тотальной скуки. События еще случаются (атомный городок живет вечным ожиданием нового Чернобыля), но вот смыслы исчезли напрочь. Все беременны ложным предчувствием катастрофы, ищут поддержки, кто в профессии, кто в мечте о воскресении отца, оказывающегося, впрочем, угрюмым знакомцем, который всегда был рядом и ничего кроме холодненького пива предложить не сможет.
В отсутствие смысла, развивается специфическая, почти болезненная чувствительность. Эту чувствительность Сьюзен Зонтаг описывала в «Заметках о кэмпе». Стиль подменяет собой содержание. Хорошо то, что красиво. Этот фильм исследует мир, коллекционируя красивые картинки, выказывая общность с теми, кто чувствителен к красоте подобного рода. Надеясь, что именно они окажутся в кинозале. И поймут, обязательно поймут.
Не стремясь высказаться, «Иван» проговаривается сразу о многом. Что с дурака возьмешь? Он паясничает, щедро разбрасывается, страшась направить силы
Атомный Иван. Реж. Василий Бархатов, 2012
Чтобы соединить несоединимое, необходим ритм, контрапункт, столкновение, одного сопоставления недостаточно. Чтобы связать мужчину и женщину, мало порванного презерватива. Чтобы снять хороший фильм, недостаточно договориться между собой. Необходимо столкновение интересов, энергий, автора и традиции, творца и киносистемы. Но здесь объекта борьбы нет, нечего ломать, не на чем строить. «В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории», — пишет Фукуяма, и Бархатов с Курочкиным кивают, предъявляя кадры из «9 дней одного года».
Симптоматично, что настоящего ребенка, случившегося у Вани и Тани, мы так и не увидим. Пластмасса, театральный реквизит, да снимок УЗИ. В символическом поле рождение было бы равноценно появлению нового смысла, жизнеспособному синтезу противоположных начал. «Иван» настаивает на другом
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера