Фестивали

Amfest-2018: Четыре фильма и одна ретроспектива


«Дикая жизнь»

 

Режиссерский дебют Пол Дано назвал неизбежностью, а снимать, по собственным словам, всегда хотел про семью. «Дикая жизнь» — экранизация романа Ричарда Форда, в котором описан кризис обыкновенного семейства в маленьком городке на северо-западе: он теряет работу, она до поры до времени пытается выправить ситуацию, сын-подросток становится свидетелем, лишенным права голоса.

Хедлайнер фестиваля, который выйдет в американский прокат только 18 октября. Хотя это и ретро (причем как бы двойное — роман Форда вышел в 1980-м), из фильма отжаты всякие социально-политические мотивы. 1960-й год — пора сравнительно безмятежная, и мы застаем маленький городок в Монтане на пороге больших перемен: действие начнется при Эйзенхауэре, а завершится несколько месяцев спустя уже в Америке Кеннеди. Пока же люди предоставлены сами себе, и этой обращенности друг к другу они не выдерживают — разрушение привычных семейных связей предвосхищает уже издевательский первый план фильма, где вместе с отцом буквально показаны дерево, дом и сын. Дано выжимает максимум из каждого, кто попадает в кадр, а из кадра убирает всё, с чем он бы не справился — как дебютанта его характеризуют не амбиции, а умелый расчет сил.

 

«Не оставляй следов»

 

Папа и дочь незаконно живут в орегонском общественном парке среди дружелюбного папоротника, исключив себя из общества. Он — ветеран Ирака, живущий с ПТСР и отказывающийся от приема лекарств. Она — подросток, приходящая к осознанию, что проблемы отца — не ее собственные.

Если у нас сюжет о принципиальном отказе уживаться с обществом раз за разом приводит героя в деревню, в США более чем вековую традицию социального размежевания сформировал «Уолден» Генри Дэвида Торо. Но Торо, как известно, прожил отшельником всего два года и местами умолчал о том, что всю дорогу пользовался помощью городских друзей и родни. Вот и фильм «Не оставляй следов» только первые пятнадцать минут документирует лесную жизнь отца и дочери, после чего обоих выдергивают и насильно заталкивают в город социальные службы. Фильм сделан Деброй Граник, которая продолжает исследовать людей на обочине общественной жизни — и в пару к Бену Фостеру, навеки закованному в роли мужчин за гранью нервного срыва, она выбирает юную Томасин Маккензи, которой прочат большую актерскую карьеру.

 

«Голая Джульетта»

 

Энни занимается культурной антропологией, а ее бойфренд Дункан — творчеством давным-давно ушедшего со сцены (а, может, и из жизни) инди-рокера по имени Такер Кроу. Даже из небытия Кроу доставляет Энни немало хлопот, потому что одержимость Дункана выходит за разумные пределы. Об этом она пишет в гостевой книге фанатского сайта. В ответ она получает письмо со словами поддержки — от Такера Кроу.

В наилучшем смысле старомодная и очень английская романтическая комедия, с Хью Грантом в уме и Итаном Хоуком на языке. В основе — книга Ника Хорнби, в которой писатель издевательски работает с читательской радостью узнавания, сперва вырисовывая собирательный образ инди-легенды 90-х, а затем в подробностях доказывая, что если вы ориентировку узнали, то старость к вам уже подкралась. Режиссер Джесси Перец это чувство бережно переносит на экран и метко выбирает Итана Хоука на роль Такера Кроу — узнаваемый Хоук первые десять минут предстает в жанре screen life молодым рок-музыкантом, а затем, уже нынешний, оказывается дедушкой. Каким-то образом посреди этих возрастных потрясений складывается романтический сюжет о «вторых шансах», которые лучше принять, чем до последнего отнекиваться.

 

«Кто в пятницу родился»

 

История подростка Ричи (Тай Шеридан, звезда «Первому игроку приготовиться»), взращенного американской системой патронатного воспитания. Эта система постоянно придумывает Ричи план действий, когда вокруг если не цветет, то пахнет жизнь, уводящая прочь от всяких планов.

Монтажер Эй Джей Эдвардс — это руки Терренса Малика на четырех фильмах, включая и последнюю «Песню за песней». Режиссер Эй Джей Эдвардс — фигура пока не вполне понятная. Разумеется, он предпринимает попытки отстроиться от влияния Малика: тут и вошедшее в моду соотношение сторон 4:3, и планы подлиннее, и подчас отказ от эллипсов — но влияние угадывается сразу. Камера Эдвардса все время озирается, впуская действительность и выпуская героев за кромку кадра, тем самым словно бы выражая безуспешность предложенного воспитательной системой пути для подростка, который слишком часто смотрит по сторонам.

 

Трилогия «Перед»: рассвет, закат, полночь

 

Три фильма Ричарда Линклейтера о значении мгновения. Из текста Алексея Васильева:

«Я буду рад, если они вернутся, и не расстроюсь, если нет. Три фильма Линклейтера сродни настоящему другу: встретившись спустя много лет, вы, как в детстве, распускаете руки и сдвигаете головы в невинном порыве проявить свою заботу друг о друге, плевать, что со стороны он выглядит предосудительно; когда не видитесь годами — не ищете настырно встречи, помня о той бессловесно обещанной друг другу заботе и глубоко внутри зная, что на случай беды, какую не снести одному, он, этот друг, где-то есть. Эта трилогия — киноэквивалент таких людей в нашей жизни — друзей, возлюбленных, родных — которые, есть они рядом или нет, дарят нам на всю жизнь чувство безопасности».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: