Алё, Garage!


The Auteurs Garage — виртуальная студия, открытая под шапкой интернет-кинотеатра The Auteurs. Создатели определяют Garage как «ателье, студию, мастерскую», здесь независимые команды единомышленников представляют свои кинопроекты в развитии. Важнейшими разделами The Auteurs Garage являются The Screening Rooms («просмотровые комнаты», в которых можно ознакомиться с материалами фильмов) и The Production Notebook («производственный дневник» — здесь выкладываются интервью, проводятся мастер-классы, публикуются подкасты и статьи). Таким образом, социальная сеть становится не только пространством для возникновения и распространения манифестов и концептов, но и кузницей кадров как зрительских, так и творческих.

Со скольких фильмов началась коллекция The Auteurs?

Вначале у нас было фильмов пятьдесят, а сейчас их примерно тысяча. В среднем мы показываем по 250 фильмов в каждой стране мира. У нас очень крупный мультиплекс, который постоянно расширяется. Мы еще называем это круглосуточный фестиваль.

А действительно редкие фильмы в нем показывают?

На самом деле, наполнение понятия «редкий» зависит от того, где вы живете. Посмотреть французский фильм во Франции, наверно, и без нас не так уж сложно. Но релизы фильмов на DVD в различных странах происходят очень неравномерно. Иногда для тех, кто, скажем, живет в Штатах, появление того же французского фильма у нас сайте становится мировой премьерой. Кроме того, у нас можно найти несколько десятков тех фильмов, которые вообще никогда не выходили в прокат в большинстве стран мира.

Правильно ли мы понимаем, что набор фильмов, которые можно у вас посмотреть, зависит от того, в какой конкретно стране находится зритель?

В точности так. Это происходит из-за того, что правообладатели обычно владеют лишь ограниченными правами на сетевой показ фильмов. В одной точке мира фильмом владеют одни, в другой — другие. Интернета это тоже касается. Именно поэтому наша библиотека может показаться очень разной, если заходить на сайт из разных стран.

Кадр из фильма Клоны (режиссер ЛиПорелло)

Сколько фильмов в день добавляется на вашем ресурсе?

От одного до трех. Мы исповедуем, на мой взгляд, очень верную политику — боремся за превосходство качества над количеством и не хотим завалить нашу синефильскую, в общем, аудиторию чем-то низкопробным.

На принцип отбора фильмов как-то влияют личные вкусы руководства The Auteurs?

Отдел, который занимается приобретениями, на самом деле, всегда открыт для рекомендаций со стороны остальных членов команды. Это коллективная работа. Кому-то нравится одно, кому другое. Так что в конце получаются более-менее объективные списки.

Можете сказать, какие фильмы (из относительно свежих) можно посмотреть на The Auteurs? Что вам самому понравилось?

Среди моих фаворитов «Полет красного шара» Хоу Сяосьена, «Рождение любви» Филиппа Гарреля, «Наш любимый месяц август» Мигеля Гомеша.

Кадр из фильма Недоспам (режиссер Лена Шеина)

Вообще насколько это сложно — выбивать права на интернет-прокат? Охотно дистрибьюторы и производители на это идут?

По-разному бывает. Область новая. А подчас страшно сложно уговорить людей подумать о будущем. Несмотря на то, что кино искусство очень молодое, оно слишком ресурсозатратно — а большие деньги почти всегда консервативны. Нам часто приходится доказывать, что все, что мы делаем, не просто так. Существует и вариант полного взаимопонимания — как, например, с Criterion Collection — эти люди совершенно четко знают, чего мы хотим и ради чего работаем. Тогда процесс упрощается и приносит удовольствие обеим сторонам.

А российские фильмы покупать для проката сложно?

Совсем нет. Намного сложнее покупать фильмы для проката в России.

Как распределяются деньги заработанные сайтом?

Как в обычном кинозале: кроме кинотеатра зарабатывает правообладатель или дистрибьютор, продюсер, и часто сами авторы фильма. Все зависит от договоров. Вообще вся история «видео по требованию» (video on demand) затевалась для того, чтобы позволить независимым авторам зарабатывать деньги в прокате. Это мощный по потенциалу альтернативный способ дистрибуции.

Кадр из фильма Последний звонок (режиссер Хань Маи)

Говорят, что большая часть ваших пользователей живет в США, а где еще любят смотрят The Auteurs?

В Великобритании очень много подписчиков, за ней следуют Канада, Франция и Германия.

А как Россия? По-вашему у нас этот ресурс может стать популярным?

Мы еще не занимались каким-то подробным анализом ситуации, но библиотека фильмов, которые можно смотреть, находясь в России, очень быстро растет, так что мы рассчитываем, что число пользователей также будет увеличиваться.

Основная проблема video-on-demand в том, что сложно объяснить пользователю — зачем нужно платить за то, что он может посмотреть бесплатно…

Это правда. Существует масса причин и препятствий, которые стоят между нашим желанием показать фильм зрителю и желанием зрителя его посмотреть. Необходимость платить за просмотр — самое большое из этих препятствий. Это очевидно. Пока что самое большое число просмотров у тех фильмов, которые уже оплачены нашими спонсорами. Сетевые фестивали и премьеры, а также многие другие бесплатные мероприятия стабильно собирают большее число зрителей, чем то, за что нужно платить.

Кадр из фильма Это не еда (режиссер Давид Майриам)

Насколько важно сочетать возможность показа потокового видео со строительством социальной сети? Успешный интернет-кинотеатр может существовать только в таком режиме?

Да, это жизненно необходимо. Своей работой мы хотим вернуть в кино социальный аспект. С каждым годом, чем дальше, тем больше кино становится опытом для одного человека. Возможности домашнего кинопоказа всё улучшаются, доступны звуковые системы и HD-проекторы, человек сегодня чаще смотрит кино в одиночестве. Мы хотим снова превратить кинопросмотр в коллективный опыт. Хотим, чтобы люди говорили о фильмах, которые им нравятся, обменивались находками, советовали, что посмотреть. Социальная сеть предоставляет пользователям по всему миру такую возможность. Кроме того, социальная сеть может быть полезным инструментом для производителей и прокатчиков: здесь можно поднимать шум вокруг фильмов, вообще интересно отслеживать реакцию сплоченной заинтересованной и активной аудитории.

А вы можете описать вашего среднестатистического зрителя?

Молодой, запальчивый, целиком погруженный в кино, живущий им. Синефил. Этот зритель ищет свое кино и много времени тратит именно на эти поиски, он разочарован однообразием мультиплексов.

Сколько таких «молодых и активных» уже зарегистрировались на вашем сайте?

Мы начинали с абсолютного нуля, а сейчас у нас 250 тысяч зарегистрированных пользователей.

Кадр из фильма Воздушные шары (режиссер Хави Девитт)

Вы себя-то считаете синефилом?

Ну, если судить по тому, насколько я люблю кино и все, что с ним связано, то, несомненно, я синефил. А если руководствоваться Штраубовским определением — синефил это тот, кому не хватает амбиций, чтобы заняться производством кино — то, конечно, нет! Я начинал как рядовой член интернет-сообщества, помогал на форуме The Auteurs небольшим кинокомпаниям и группам киноэнтузиастов с организацией производства. Мои усилия были оценены компанией, и я вошел в число сотрудников, как только появилась такая возможность.

На The Auteurs, судя по всему, именно для синефилов существует большой раздел критики — The Auteurs Notebook. Кто за него отвечает?

За него отвечает редактор Дэниел Касман. Он собрал авторов. Сейчас многие сами пишут ему, чтобы попасть в наш «блокнот», но вообще, когда эта история начиналась, Дэниел проделал титаническую работу, выстроив блог из сообщений тех критиков и синефилов, которые никогда не публиковались в обычной бумажной периодике, а писали только для интернета. Многие из них совершенно потрясающе видят кино и очень интересно об этом пишут.

Никогда не было мысли придать The Auteurs Notebook форму обычного бумажного журнала?

Наверно, это было бы прекрасно. Особенно если учесть, что в США печатная критика уже давно представляет собой печальную пародию на то, чем он должна на самом деле быть. Надеюсь, в других странах дела обстоят лучше.

Кадр из проекта Космонавт

Как The Auteurs может влиять на реальный кинопроцесс?

Сегодня мы влияем на прокат и маркетинг кино. Это же совсем новый способ доставки. Экспериментальная платформа для двух вещей одновременно — и для запуска фильмов, и для того, чтобы аккумулировать реакцию на них. Кроме того, с развитием нашего нового проекта The Auteurs Garage мы надеемся начать влиять на настоящее производство фильмов. Потому что Garage — это онлайн-студия. И, кроме того, просмотровый зал для уже сделанных работ, платформа, помогающая развивать произведения начинающих авторов и представлять на суд публики. Это место задумывалось как лаборатория, в которой могут быть разработаны альтернативные производственные методики, способы делать кино так, как его не делали и не могли делать раньше. И не только снимать, но и доставлять до зрителя.

Можете поделиться какими-то результатами работы The Auteurs Garage?

Сегодня на нашем сайте представлено порядка тысячи проектов. Это и игровое кино, и анимация, и экспериментальное видео, и музыкальные клипы. Кроме того, мы дотошно фиксируем текущее состояние всех проектов, то, как идет производство, просим кинематографистов вести дневники об их работе. Сейчас думаем над тем, как нам организовать фестиваль своих проектов.

Сейчас на шапке The Auteurs стоит слово «beta». Когда состоится официальное открытие сайта и что после этого изменится?

Официальной даты сейчас нет, сайт работает и изменяется постоянно. Что конкретно ждет наших пользователей в будущем, я пока говорить не буду — не хочу портить сюрприз и раньше времени раскрывать все карты. Скажу только, что мы работаем над тем, чтобы фильмы было смотреть приятней, а находить их — удобней.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: