Интервью

Константин Селин: «Прыгнул в эту яму вместе с камерой»

В прокате — «Живой» Константина Селина. В центре картины — Дмитрий Поштаренко и команда «Невский баталист», создающая исторические инсталляции на материале Великой Отечественной. О политике памяти, казенном и искреннем патриотизме, культе войны и значении фильма здесь и сейчас с режиссером поговорил Петр Лезников.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

Расскажи, пожалуйста, как ты взялся за этот фильм?

Я поехал по работе в один исторический музей Ленобласти, чтобы снять сюжет об открытии очередной экспозиции. И среди искусственных декораций увидел Диму, который стоял возле одной из скульптур и как-то по-особенному смотрел ей прямо в глаза, будто это живой человек. Я подхожу к нему, спрашиваю: «Вы, наверное, художник?» А он — после открытия, уставший, он тихим голосом говорит: «Я — автор этой экспозиции». И я почувствовал посреди всей этой военно-патриотической темы чуткого человека, что было удивительно, учитывая конъюнктурную направленность подобных музеев. Я увидел, с каким искренним чувством он относится к тому, чем занимается. Мы познакомились. Я стал приезжать на другие его экспозиции и каждый раз говорить себе: «Что-то в этом есть, что-то в этом есть. Здесь точно есть кино, но моего пока нет».

И когда ты понял, что может получиться твое?

Дима позвал меня с собой на Уделку. Почти каждые выходные он ездит на разные блошиные рынки, чтобы искать там какой-нибудь уникальный реквизит для своих панорам. Надо сказать, что это почти все аутентичные вещи. Вся форма на солдатах, предметы интерьера — все собрано по крупицам буквально непонятно откуда: иногда из антикварных магазинов, иногда с «Авито», иногда из мусорного бака на улице — что только люди не выбрасывают, не признавая в некоторых вещах истинную ценность. У Димы очень четко настроен внутренний компас на поиски редкого и необычного.

Нашли, воссоздали, а что дальше? А самое главное, для чего, не перебор ли это?

И сразу после рынка он сказал: «Я еду на Невский пятачок, у нас раскопки». Мы пообедали и поехали туда. Уже поработал экскаватор, поисковый отряд уже разрыл большую траншею, где нашли нескольких бойцов. Я прыгнул в эту яму вместе с камерой и Димой. Ребята копают, и вдруг я осознаю, что не понимаю, где нахожусь. Там еще язык у поисковиков такой: «Столько-то целых, четыре по частям». И я думаю: «Десять целых и три по частям человек. Как это? Почему они тут лежат?» Брошенные современниками и забытые нами. Вот кости, и вот — лес, мирная жизнь, с 1940-х годов сколько времени прошло, все спокойно ходят по этой земле, а под ней — столько еще людей, неважно, немецких или советских. В советское время, как я понимаю, все здесь просто разровняли и дачи сверху построили, и дальше жизнь пошла. У меня есть фотография с других раскопок, в фильме кадр, но фотография сильнее: траншея на дачном участке, останки, и из черепа растет дерево.

Поселок Дубровка, Ленинградская область, 21 октября 2013 года. Фото: Дмитрий Поштаренко

Когда я стоял в той яме на Невском пятачке, у меня возникло какое-то понимание того, чем занимается Дима. И я подумал: «Что я как режиссер могу сделать для них, лежащих здесь возле меня?» Нашли, воссоздали, а что дальше? А самое главное, для чего, не перебор ли это? С этими вопросами я начал съемки.

Все началось из любопытства, с музея, но потом возникла связь между мной, той ямой и нашей реальностью

Хотел уточнить, а с чьих лиц изготавливают лица скульптур?

Это похоже на кастинг в кино. Они ищут подходящие типажи людей в актерских базах, в социальных сетях, даже на улице. Помню Дима пригласил подростка, который участвовал с ними в раскопках, теперь его портрет находится на одной из экспозиций. Часто бывает, что скульпторы лепят кого-нибудь из рабочей команды прямо в декорациях панорамы. Также используют фотографии известных исторических деятелей или находят образы в личных архивах. В фильме можно заметить бабушку Димы, его папу, дедушку и многих других людей из ныне живущих и которых уже давно нет. То есть перемешано все — и реальные типажи и художественный вымысел. Меня же интересовали те, кого создали по образам без вести пропавших людей во время войны. Их очень немного, но случается иногда чудо установить личность и найти у родственников фотографию.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

В общем, получается, что ты снимал не столько из-за персонажа, Димы, сколько из-за погибших солдат?

Из-за отношения к ним. Я всем говорю: мой фильм не про экспозицию «Невского баталиста». Дима — он как проводник. Все началось из любопытства, с музея, но потом возникла связь между мной, той ямой и нашей реальностью.

Я, например, очень ждал, когда найдутся родственники кого-то из тех, чьи останки опознали. Поисковики многих нашли, многим отдали медальоны, много встреч было, но, когда я снимал, такое редко происходило. И вот я занимался другим фильмом в Красноярске, и Дима мне пишет: «Нашлись». Евдокия искала своего дядю, его медальон, кажется, в 2013-м обнаружили. И все сошлось. На съемках каждого фильма, который я делаю, происходит что-то, когда понимаешь: «Что бы ни случилось дальше, с этим уже можно быть спокойным», — это сердце фильма. Если бы этой встречи не случилось, не знаю, как можно было бы сделать фильм таким, каким я его чувствовал.

Мне были неинтересны политические конструкты

Другой важный для меня момент в фильме — когда звучат слова Виктора Петровича Астафьева. Как и без встречи с родственниками погибшего солдата, я не мог обойтись без некой фигуры, величина которой была бы понятна даже не по конкретной произнесенной фразе, а по интонации голоса. Но фраза все же была, я прочитал ее где-то очень давно, но никогда не слышал, как Астафьев сам ее произносит. Я просмотрел все интервью и все документальные фильмы с Виктором Петровичем, но ее нигде не было. И тут, как раз перед съемкой с Евдокией, мой друг, режиссер Александр Кузнецов, неожиданно пишет: «В 2010 году на фестивале „Артдокфест“ в Москве ко мне подошел человек и подарил диск, сказал: „Здесь Виктор Петрович Астафьев, две радиопередачи“», и Саша передал мне этот диск. Я включаю: первая программа, вторая, слушаю, слушаю и слышу — конкретно эту фразу. Как Дима ищет вещи для своих солдат, так по кусочкам собирался фильм.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

Вообще, Виктор Петрович — мы с ним с одной сибирской земли, я даже был у него на могиле перед монтажом. Приехал туда, постоял, помолчал и как-то подумал: «Что-то без вас ничего не клеится». Я не буду тебе говорить, что с кладбища пришел домой, а там лежал диск — может, он и раньше появился, но, кажется, все-таки после. Идеально, конечно, было бы, если Виктор Петрович был бы жив, и мы с ним прошлись по экспозиции и по Невскому пятачку. Вот бы он сказал все и мне, и Диме.

А что бы он сказал?

Что ерундой мы все тут занимаемся. Грядет большая беда, а мы тут с камерой и куклами в игры играем.

Любая война — это катастрофа, от которой остается воронка, мертвые, больные, хромые, кровью истекающие люди

Расскажи тогда, пожалуйста, на каком этапе к созданию фильма подключился фонд «Пример интонации»?

Из съемок раскопок я смонтирован трейлер будущего фильма, отправил заявку, она прошла отбор. И дальше фонд и Александр Николаевич Сокуров очень деликатно для меня принимали участие в создании картины, помогали на каждом из этапов производства — со съемками, на монтаже. Без их поддержки этого фильма бы не случилось. Но самой ценной была возможность показывать материал тому, кто является для меня абсолютным авторитетом и как кинематографист, и как человек. Я разговаривал с Александром Николаевичем о том, как он понимает и чувствует эту тему, даже скорее слушал и записывал вопросы, поиск ответов на которые двигали меня в более верном направлении. Я считаю это подарком судьбы и очень это ценю. Потому что на этапе питчингов нашелся какой-то продюсер, который заинтересовался фильмом, но после беседы с ним, у меня сложилось впечатление, что он предлагает снимать не совсем то, что чувствовал я. Там на первый план выходили ярко-политические аспекты.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

Они тебя совсем не интересовали?

Можно сказать, что это мой компромисс — их не трогать. Но нет. Потому что в фильме ничто не могло быть громче сцены, где взрослая женщина сидит на коленях и разговаривает со своим дядей, который умер в шестнадцать лет. Я для себя называю этот эпизод «Молитва». Весь фильм выстраивался вокруг него, от него все шло вперед и шло назад, и то, что было выше по температуре — не встраивалось в общую композицию. В монологе Евдокии, как мне кажется, содержатся ответы на многие вопросы, которые нас сегодня волнуют, в том числе на тему не проработанной травмы, этой до сих пор ноющей раны, теперь и вовсе развороченной…

Мне были неинтересны политические конструкты. Моей задачей было найти и провести через фильм тот иссыхающий ручей, которой погребен под глыбами неотесанных камней, накиданных нашими бездарными поступками, политическими действиями, нашей человеческой невнимательностью и так далее. Чтобы можно было подойти к этому роднику памяти о тех людях, которые остались там брошены, осознать, что они брошены, и понять, что любая война — это катастрофа, от которой остается воронка, мертвые, больные, хромые, кровью истекающие люди. Больше ничего нам не надо знать про войну. Они умерли, для них наступил конец, и для кого важно, что их надо перезахоронить? Для них? Или для нас? Я полагаю для того, чтобы не было тех подмен, в которых мы существуем, когда искажены понятия добра и зла.

Нет ничего важней человеческой жизни — это должна быть точка отсчета
«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

И все-таки одно дело — помолиться и, как говорит Астафьев, покаяться, другое — возводить мертвых в культ, ведь Дима прямо называет погибших солдат — святыми. Тебе не кажется, что в этом кроется некоторое противоречие?

Противоречие во всем. Дима интерпретирует для себя так, по-своему, у него такая человеческая точка зрения. А экскурсовод на его панораме интерпретирует так, как ты видел. В моем понимании — это деформация. А для родственников — совсем другая история. Для одних это аттракцион, для других — нечто сокровенное. Это все вопрос интерпретаций. Если, например, пригласить десять режиссеров на экспозицию и дать каждому задание за три дня снять свой фильм, то в итоге получишь десять совершенно разных короткометражных работ, которые не обязательно будут связаны с темой Второй мировой или войны вообще. Потому что там такое разнообразие, что оно становится проблемой. Визуально все грандиозно, процесс завораживает: и свет разный, и цвет разный, и эти образы лежащих рядом голов, работающие скульпторы, то, как из макета возникают здания — очень фотогенично. Это богатство — большой соблазн и опасность, и я долго не знал, как снимать этот фильм. Не знал, пока не понял, в чем состоит мой главный вопрос.

Внутри нашей страны сейчас столько зла, что до пепла все сжигает внутри

Я даю возможность разным интерпретациям сосуществовать в фильме, не принимая конкретную сторону. Кто-то спросит: «Как же так, автор не высказал свою точку зрения?» Моя точка зрения есть, она выстраивается из последовательности монтажа и того, к чему мы приходим в финале. Может быть я был излишне мягок в некоторых суждениях, но с более сильным напором мог бы вызвать раздражение у той части зрителей, которые, как мне кажется, сейчас очень нуждаются именно в человеческой интонации. Внутри нашей страны сейчас столько зла, что до пепла все сжигает внутри. Я очень хотел бы, чтобы наш фильм помог восстановить баланс в душе и сознании. Нет ничего важней человеческой жизни — это должна быть точка отсчета. Иначе будет повторяться то, что происходит.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

На какой стадии находился фильм 24 февраля 2022 года?

Конечно же, новая реальность меняет контекст нашего существования, но это — проверка наших произведений на прочность. К 24 февраля уже был завершен монтаж, мы работали над звуком. Сначала я хотел что-то добавить, но что бы ни придумывал, это разрушало хрупкую структуру рассказа о памяти, которую я выстраивал, — путь от найденного медальона до полета в облаках. Лежащие на Невском пятачке солдаты не причастны к делам наших дней, это уже наша ответственность и наши проблемы, и я решил, что не стоит менять готовый фильм. Реальность сама меняет наше отношению к нему.

Для меня самым важным были глаза

Финал тоже не менялся? Когда погибшие солдаты куда-то едут на поезде.

Нет, не менялся. Вопрос только, куда они едут. В фильме они уехали в более светлое место, чем то, где мы сейчас. Они это заслужили. При этом я не хотел бы их героизировать и возводить в ранг святых. Это молодые люди, погибшие так рано, что от осознания этого больно в груди. Большая трагедия — непрожитая, так рано оборвавшаяся, жизнь.

Восковые фигуры регулярные персонажи хорроров. На съемках в экспозиции не возникало ощущение, что ты уходишь в этот жанр?

Возникали порой странные ощущения. Иногда, во время строительства панорамы начинали перемешиваться люди и скульптуры, — идешь и не понимаешь, кто это. Но для меня самым важным были глаза. Когда художник наносит последний блик и взгляд солдата оживает. Это, наверное, рождает жутковатое ощущение. В моей голове сразу раздавался их немой вопрос: «Зачем? Может, оставите нас в покое?»

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022
Это тихая работа, не на публику

И кто же здесь кого не отпускает?

Это обоюдный танец, он такой медленный.

Возвращаясь к Дмитрию Поштаренко: как ты относишься к своему герою?

Я симпатизирую тому, чем занимается Дима. Точнее занимался — сейчас у него почти не остается времени на раскопки, и по этому поводу у него болит совесть. Потому что это, насколько я могу судить, как раз и есть истинное, по его мнению, служение делу возвращения человеческой памяти. Это тихая работа, не на публику. Он и его ребята движимы чистыми идеями, и это, на мой взгляд, правильно. С другой стороны, я надеюсь он еще больше почувствовал в фильме ту степень ответственности, которую он несет перед посетителями своих панорам.

На съемках я честно объяснял, что и почему снимаю, спрашивал, будет ли ему комфортно. Если он говорил «нет», я туда не шел. Были спорные моменты, но на монтаже он согласился почти со всем, что есть в фильме. В чем не согласился — я убедил.

И, конечно, нужно понимать, что в жизни он человек, а в фильме — персонаж.

«Живой». Реж. Константин Селин. 2022

Находиться рядом с человеком, который настолько погружен не просто в прошлое, но даже в загробный мир, не страшно?

Нет, не страшно, потому что во мне тоже такое есть. Свою первую работу я снимал про [внезапно умершего молодого автора «Сеанса»] Александра Бронского. Я приехал через пару месяцев после его смерти, жил чуть ли не в его комнате. На какие-то еще темы меня наводила судьба… тот же поход на кладбище к Астафьеву… Немного этого есть и в фильме, например, эпизод «сна» Димы, но этот акцент сглажен. В жизни такое было ощущение — когда он ходит там, с другой стороны кто-то пытается достучаться. И оно постоянно присутствовало, отчасти поэтому я его и выбрал проводником. Например, Дима говорит: «Вот на этой лавочке у меня родители сфотографировались после свадьбы. Потом под этой лавочкой я нашел немца. Потом начали копать и человек пятнадцать еще нашли». Они ему, кажется, никогда не дадут покоя, куда бы он от них не убежал.

В финальную версию фильма не вошел эпизод, когда мы ныряли возле крепости Орешек и доставали со дна оружие, которое там с 1942 года лежит. По правилам найденное оружие надо ломать, чтобы оно не было боевым. Представляешь, достал больше чем через полвека из-под воды, а затвор — «чик-чик» — почисти, и работает, патрон развинчиваешь — порох сухой. И сейчас он снова вспыхнул.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: