Заперты в пустоте
Отбросы. Реж. Алан Кларк, 1977
В
Сделано в Британии. Реж. Алан Кларк, 1982
Британское телевидение
Сделано в Британии. Реж. Алан Кларк, 1982
Годы работы в Play For Today, где всегда было важнее не «как», а «что» (острота темы значила больше, чем подача), превратили Кларка в «специалиста» по репрессивным общественным институтам, замкнутым мужским сообществам и маргинальной молодежи. Его героями стали люди в клетке: одни всеми силами стремились из нее выбраться, другие, напротив, делали все, чтобы очутиться за решеткой. Переломный момент телевизионной карьеры Кларка — запрет фильма «Отбросы», снятого в 1977 году по заказу BBC и оказавшегося на полке из-за конфликта с руководством. У «Отбросов», как и у многих других британских телефильмов того времени, была конкретная, сугубо практическая цель: в советских газетах написали бы, что «прогрессивные кинематографисты Англии вскрывают порочность системы исправительных учреждений для несовершеннолетних» (так называемых borstal schools). Сюжетно фильм перекликался с классической лентой «молодых рассерженных» «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1962, Тони Ричардсон), но был далек от нее по настроению. Кровавые драки, перерезанные вены, чудовищная сцена группового изнасилования — казалось, Кларк перешел все границы, если таковые существовали.
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
Но не предельная откровенность в демонстрации насилия так возмутила BBC. Кларк нападал не на одиозную исправительную систему, которая будет реформирована уже в начале
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
Тогда же после «зимы тревоги» (winter of discontent — так назовут ту избирательную кампанию политологи и пресса) к власти в Британии приходят консерваторы, возглавляемые Маргарет Тэтчер. Тори побеждают на выборах, пообещав борьбу с экономическим кризисом («остановим инфляцию», «обуздаем профсоюзы») и перетащив на свою сторону тех, кто традиционно голосовал за лейбористов. Более 5?% левого электората проголосует за правых — последний раз избиратель выказывал такую переменчивость в
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
Все
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
«Гуляющая» камера Кларка бесстрастна, она просто фиксирует жизнь, не пытаясь подвигнуть зрителя к каким бы то ни было выводам. Автор превращается в подсматривающего, намеренно устраняясь от моральных и нравственных оценок происходящего на экране. Лишь иногда отстраненность естествоиспытателя сменяется искренним любопытством.
В начале фильма «Сделано в Британии» (1982) камера и герой — наблюдатель и объект наблюдения — меняются местами. Под грохот песни UK82 панк-группы The Exploited, нагло уставившись в экран, вышагивает в зал суда скинхед и угонщик Тревор (Тим Рот). Развязная походка, цыплячья шея, бритая голова, самодельная наколка-свастика повыше переносицы. Ходячая угроза обществу. Дебютант Тим Рот превратил своего героя в черный ящик, перед которым пасует традиционная зрительская логика.
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
Живущий под опекой вполне доброжелательных инспекторов по делам несовершеннолетних Тревор упрямо движется в сторону настоящей тюрьмы. Его одержимость саморазрушением рождена самой системой, которая начиная со школы выравнивает и компенсирует все, что выходит за рамки нормы. Made in Britain — что вы думали. Пытаясь втолковать Тревору преимущества послушания, взрослые люди рисуют мелом на доске схему «Молодой правонарушитель в британском обществе». Тюрьма, низкооплачиваемая работа, долги, воровство, снова тюрьма. «Ты же умный парень, Тревор». Но он не вписывается в это уравнение. Если нельзя быть отличным от всех, то точно можно быть хуже всех. В своем стремлении сесть в настоящую тюрьму для взрослых Тревор последователен и честен. В отличие от мира, который юлит и лицемерит: «Это и есть дисциплина, это и есть правила, заткнись и молчи», — объясняют Тревору в финале работники полицейского участка (последняя остановка перед неминуемым сроком).
Фирма. Реж. Алан Кларк, 1988
По Кларку, навязываемые ради общего спокойствия общественные устои иллюзорны. Социальная паутина не удерживает, не предохраняет, она не работает. Чтобы это осознать, нужно просто постучать англичанину в дверь. В «Фирме» (1988) футбольные фанаты — головная боль британской полиции
Слон. Реж. Алан Кларк, 1989
Неприятные харизматики Кларка по прямой наследуют «сердитым» героям британской «новой волны» — те тоже были и жертвами, и негодяями одновременно. Но если бунтари
Камера превращается в инструмент патологоанатома. Жизнь куда-то ушла из описываемого Кларком пространства. В «Кристине» (1987) аккуратные подростки, живущие в аккуратных домах, тихо потребляют героин. Анемичная девочка с вечным полиэтиленовым пакетом в руках обходит друзей, продавая им очередную дозу. Круг за кругом, день за днем. Маршрут неизменен. Из событий — разве что невнятная болтовня о вечеринке, которой скорее всего не будет. Чистоплотное употребление под бормотание телика не предполагает даже наркотических трипов… Все точно отмерено, проверено, испытано. В этом зомбированном пространстве не может быть ярких актерских работ, как в «Сделано в Британии» или «Фирме». Подвижная камера не покидает своих героев ни на секунду, но никогда не приближается к ним по-настоящему. На экране просто фиксация событий. Биологическое исследование неизвестных форм жизни.
Слон. Реж. Алан Кларк, 1989
Еще в начале
Кларк остается наблюдателем даже в фильмах, посвященных «проблемам» Северной Ирландии (емким словом troubles называли ситуацию на севере сами британцы). Если Кен Лоуч снимал свою «ирландскую» историю в жанре политического триллера, а Майк Ли — семейной драмы, то Кларк лишь монотонно фиксирует агрессию, страх и усталость, из которых складывается повседневная жизнь солдат, патрулирующих пограничную зону («Контакт», 1985). Кем являются британские солдаты: освободителями, которые, рискуя жизнью, зачищают местность от бандитов, или оккупантами, которые притесняют свободолюбивых ирландцев? Формулировать этот вопрос и тем более отвечать на него не входит в задачи режиссера. Ясно только одно: солдаты в ловушке; «их» территория — это тесные коридоры и комнатушки военной базы, а «чужая» — вольные зеленые холмы.
Слон. Реж. Алан Кларк, 1989
Еще более радикальным высказыванием о Северной Ирландии стал последний фильм Кларка, «Слон» (1989). Elephant in the room — так в Британии называют большие проблемы, которые привыкли не замечать. Но не стоит расшифровывать «слона» в названии чересчур буквально. Это фильм не столько о сепаратистах, сколько о зачищенном, безжизненном британском пространстве в целом. Сорокаминутный фильм выстроен как рассказ о серии убийств: кем и зачем они совершены, неизвестно. Восемнадцать раз кто-то движется по пустым зданиям и безлюдным улицам Белфаста, и каждый раз эта прогулка кончается выстрелом. Камера подолгу, словно имитируя безымянные газетные снимки из раздела криминальной хроники, всматривается в трупы, ставшие элементом неживого пейзажа, а затем устремляется за новыми убийцей и жертвой. Мы не знаем, кто на экране: тот, кто убьет, или тот, кого убьют, протестант или католик, монархист или республиканец. Да и что дадут нам эти сведения? Со временем остается только один, такой же безнадежный, как остальные, вопрос: когда все это закончится?
Слон. Реж. Алан Кларк, 1989
Как и другие режиссеры, снимавшие для Play for Today, Алан Кларк наследовал традиции «рассерженных молодых людей». Он словно возвращался на места событий, чтобы зафиксировать, что произошло со страной с тех пор, как схлынула «новая волна». Оставленные героями Ричардсона, Шлезингера и Андерсона декорации заняли другие люди. В снятом по пьесе Андреа Данбар фильме «Рита, Сью, а также Боб!» (1987) пара дурашливых школьниц крутит роман с женатым. Яркий макияж, аляповатые юбки в крупный горошек, секс в автомобиле. Легковесная восьмидесятническая комедия в обстоятельствах, которые не изменились с конца
Повсюду декорации: закрытые шахты, заводские окраины. Следующий фильм Кларка «Дорога» (1987) существует как будто в двух измерениях — документально реалистичном и подчеркнуто театральном. Кружа по безжизненным кварталам, люди словно попадают в прошлое; они спрашивают: как «то время» могло превратиться в «это время»? Честная нищета британского севера сменилась упадком. И театральные монологи «Дороги» звучат как эпитафия британскому прошлому и всем попыткам Британии и британцев преодолеть себя. «Дорога», «Фирма» и «Слон» оказались последними работами Алана Кларка. Он ушел в 1990 году, вместе с эпохой, которой принадлежал безраздельно.