agnes b.: блошиный рынок, Хармони Корин и Йонас Мекас
Аньес Б.
— Дальнобойщика у вас играет Дуглас Гордон, известных британский художник. Как он попал в ваш фильм?
— Мы с ним давно знакомы, у меня же галерея в Париже, с 1983-го года. Дуглас узнал, что я снимаю кино и умолял меня отдать ему маленькую роль. Я сказала: «Зачем маленькую? Бери большую».
— Когда возник ваш интерес к кино? Он был изначально или развивался постепенно?
— Нет, я полюбила кино не сразу. В 18 лет я вышла замуж за Кристиана Бургуа, он был знаменитым издателем, умер несколько лет назад. Кристиан фактически дал мне кинообразование: он очень любил кино, постоянно водил меня с собой. Мы с ним смотрели по два фильма за вечер. Так сформировались мои вкусы.
— Французская культура очень яркая, узнаваемая. Ваш фильм с одной стороны похож на французское кино, с другой — не похож: очевидно, что вы впитали множество других культур. Как вы, оставаясь француженкой, стали человеком мира?
— Просто я люблю людей. Я много путешествую и цель этих поездок — максимальное количество новых знакомств, будь то Марокко или Япония. Мне кажется, человеческий контакт происходит на уровне взглядов: уже посмотрев друг на друга, можно многое узнать, даже не владея общим языком. Даже с кем-то, кто тебя не понимает и настроен агрессивно, можно установить контакт. Такое, кстати, часто бывает в путешествиях.
— Когда я смотрела фильм, то думала о том, что ваш режиссерский дебют, наверное, не мог состояться в эпоху пленочного кинематографа. Это произведение из мира дигитального кино, которое от пленочного отличается радикально.
— Да, так и есть. Понятно, во-первых, что цифровое кино дешевле, легче в производстве, а это и самому фильму придает некоторую легкость. А во-вторых, с цифровой камерой проще проникать в какие-то потаенные места, входить в интимное пространство человека, следить за мельчайшими нюансами. Все это открывает новые возможности для художественного самовыражения, хотя пространство для эксперимента было и в пленочную эпоху: так, Йонас Мекас брал маленькую камеру Bolex и делал с ней все, что хотел, в то время как большинство людей просто не осмеливалось подступиться к кинематографу. Я начинала с личных видеодневников, снимала интересные встречи, события, концерты. Мне кажется, любительская съемка концертов приучает к режиссерскому мышлению: ты должен все время прикидывать, как потом все это смонтировать не выходя за рамки одной песни.
Меня зовут Хм-м-м…. Реж. Аньес Б., 2013
— В титрах «Меня зовут Хм-м-м…» упоминается Мекас — вы использовали какие-то из его кадров?
— Да. Он мой большой друг. Даже был на площадке — когда мы снимали сцену в лесу у костра.
— В двадцать лет вас пригласили стилистом в журнал Elle, потому что вы необычно одевались — сочетали дешевые вещи из Monoprix и одежду с блошиного рынка. Можно ли сказать, что в режиссуре вы придерживаетесь такого же экстравагантного эклектичного стиля?
— У меня в принципе эклектичный стиль. Я родилась, жила и живу в Версале — умею ценить величественное, грандиозное, прекрасное. Но одеваюсь часто в вещи с блошиного рынка, люблю сочетать несочетаемое. Сейчас на мне футболка с принтом: я сфотографировала граффити и заказала черную майку с этой серебристой надписью. А сегодня утром в Эрмитаже я восхищалась классическими картинами.
— Тогда, 50 лет назад, это действительно было так необычно — девушка, которая одевается на блошином рынке? Сейчас это ведь общепринятая практика.
— Конечно. Тогда так никто не делал. У меня совсем не было денег, мне было двадцать лет, я только что родила близнецов и ушла от мужа — выбора особо не было.
— Логотип agnes b. уже много лет можно видеть в фильмах самых разных режиссеров. Как вы выбираете тех, кого будете поддерживать?
— С Хармони Корином у нас сразу возникла необычная близость. Впервые мы встретились на Венецианском фестивале, лет десять назад — столкнулись в кулуарах, разговорились и поняли, как много у нас общего. С остальными происходило по-разному: Винсент Галло выставлялся у меня в галерее современного искусства в Париже, Клер Дени — моя подруга с очень давних времен, Леоса Каракса я тоже хорошо знаю.
Аньес Б. и Хармони Корин
— Когда Корин пришел к вам с «Трахальщиками мусорных бачков», вас не испугал сценарий?
— Сценарий я даже не читала, он мне рассказал отдельные детали — это была маленькая постановка, только он и я. Для «Отвязных каникул», конечно, уже искали американских продюсеров, это был более масштабный проект. Я думаю, именно продюсирование смелых и странных фильмов позволило мне дать себе самой разрешение на съемки собственного кино.
— У вас как у продюсера есть какая-то сформулированная миссия или вы просто помогаете друзьям?
— Конечно, у меня есть миссия, но денег-то на этом точно не заработаешь. Обожаю Джонатана Кауэтта, он снял замечательный фильм «Уходи, Рене», но понятно, что такие картины никакого дохода принести не могут. Это кино, сделанное из любви к искусству — чтобы искусство продолжало существовать.
Читайте также
-
«Территория сказки — это территория смерти»
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком