В свое время, полемизируя с «Доктором Фаустусом» Томаса Манна, яростный Станислав Лем настаивал, что фашизм
не демон, а идиот зла. Сокуров эту антиномию преодолевает. Чем идиотичнее, тем демоничнее — Гитлер из фильма «Молох» примиряет Веласкеса и Кукрыниксов. Он физиологичен и отвратителен, этот последний романтический герой, мятущийся художник, обреченный теург, Людвиг Баварский Третьего рейха. Высоким безумцем он предстает даже тужась в запоре. Что из этого следует? Фашизм остается фашизмом, хоть розой назови его, хоть нет.
Каждый Гитлер немножко художник. Каждый художник немножко Гитлер — для того, чтобы осознать второе,
надо для начала смириться с первым. Об этой неразрывной трагической взаимосвязанности и снят «Молох» — самый глубокий русский фильм конца века.
Читайте также
-
Our first swinger in the sauna. Corporate.
-
Что Произойдет, Если Я Не Соглашусь На Предложенную Цену За Срочный Выкуп Моего Автомобиля
-
Андрюс Венцлова: «Метод перекомпозиции в действии»
-
Олег Хамоков: «Я старался отказаться от лишнего»
-
Цифры и пленки — Искусственный интеллект в киноархивах
-
Иван Янковский: «Летом — Гамлет, зимой — Джон Уик»