хроника

«400 ударов»: По следам Антуана Дуанеля


Если для человека предыдущих эпох основным источником зрительного восприятия была живопись, то в начале ХХ века эта миссия перешла к кино. Изобретение кинематографа стало событием, по-новому репрезентирующим реальность — посредством движущейся звуковой картины. Именно с впечатлениями от этой картины мы соотносим себя и свой мир, визуально осознаем себя. И само время уже второе столетие подряд сообщает нам о себе главным образом именно с помощью кинематографа.

Однако «десятая муза» вовсе не враждебна остальным. Собственно, все жанры гармонично сосуществуют в мире платоновских чистых идей, и только время и воля автора диктуют, в каком именно виде они предстанут перед зрителем. Более того, сегодня границы в искусстве постоянно смещаются, его привычные формы влияют друг на друга, взаимно обогащая и давая новую пищу для интерпретаций и поисков.

Почему бы образам кинематографического происхождения не найти новую жизнь в изобразительном искусстве? Все возможно, если художником движет любовь, желание приобщиться к атмосфере фильма, которое ему эстетически соприродно и по-человечески близко. Так возникла моя серия пейзажей из фильма Франсуа Трюффо «400 ударов». Это полуавтобиографическое повествование о драматичной жизни одинокого парижского подростка, очень новаторское, где реальность снята как бы в формах самой реальности, необыкновенно пронзительное и нежное.

Жан-Пьер Лео на выставке Светы Ивановой

Обнаружив в интернете исследования фанатов легендарного фильма, которые скрупулезно, кадр за кадром, проследовали по улицам, бульварам, проспектам и площадям сегодняшнего Парижа вслед за маленьким героем фильма Антуаном Дуанелем, я вдохновилась на это посвящение — посвящение дорогой для меня картине. И приезжая в Париж, я не раз побывала во всех тех местах, где происходит действие фильма — вокруг Tour d’Effel, где мы вплываем в реальность этой картины с первыми ее титрами, на rue Vaugirard, где до сих пор находится та самая школа, в которой учится герой, на place Gustave Toudouze, где он живет, в районе place de Clichy, place Blanche, Sacré cœur, avenue de Champs Elisées…

Париж в «400 ударах» — не менее важный герой, чем сам Антуан, который мечется по городу в течение всего фильма. С мальчиком не происходит решительно ничего хорошего, всевозможные удары сыплются на него со всех сторон, — но стены великого города, повидавшие и не такое, как бы утешают его — «потерпи, малыш, все будет хорошо»!

Этот фильм был создан еще до моего рождения, в Париже, который с тех пор очень изменился, как изменился за эти почти 60 лет весь мир. Но сила настоящего искусства, мощь молодой энергии Франсуа Трюффо, одного из создателей «новой волны», которая перевернула старые представления о французском, и, как следствие, мировом кинематографе, яркий талант оператора, невероятное обаяние и естественность Жана-Пьера Лео, сыгравшего главного героя, — все это и сегодня дает зрителю совершенно магические ощущения. Это происходит здесь и сейчас, это происходит с тобой, и эта реальность чудесным образом остается абсолютно актуальной.

Отзыв Жан-Пьера Лео о выставке


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: