3


Произведение лишь временами занятно, а временами невнятно, и самое главное — что прискорбно — слишком понятно. По сути, перед нами некий агитфильм родом откуда-то из 70-х про то, как неприкаянный провинциальный парень долго не мог найти себя в жизни, а потом нашел — и в финале он, счастливый, плывет уже не «свободно», а очень даже в заданном направлении на катере рядом со своими товарищами, он обрел свое счастье в труде. Ни дать ни взять римейк лент «На край света» (1974), «Незнакомый наследник» (1976), «Какая у вас улыбка?» (1975) или «По собственному желанию» (1973) — типичных образцов серого соцреализма. Конечно, «Свободное плавание» — отнюдь не соцреализм, но до подлинного реализма он никак не дотягивает — нет ни характеров, ни отношений, ни серьезных конфликтов. Не дотягивает он тем паче и до экзистенциального состояния, поскольку у героя взаимоотношения со средой вообще никак не выражены, внутренней драмой тут и не пахнет. Есть вполне милый киноочерк, легкое непритязательное эссе, благодаря своей излишней непритязательности и простоте легко заполняемое однозначными соцреалистическими смыслами — они всегда там, где пустота. Что остается делать? Пожать автору руку, поощрить за перспективность и сказать на прощание, что этого пока маловато будет, что надо не только фон изящный создавать, но и кое-что на этом фоне показывать. Но — нет, результат прямо обратный! — ему дают один из главных призов «Кинотавра» и кричат на каждом углу, что он — великий талант. Давайте, давайте, привет «Гарпастуму», Шарунасу Бартасу и иже с ними, парящим в пустом облаке тоски по фестивальным просторам.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: