Для меня Маковецкий — один из самых интересных современных актеров. Я открыла его для себя в театре, а не в кино — в спектакле Виктюка «М. Баттерфляй». У него была прекрасно написанная, но трудная роль. Он играл очень смело и очень тонко. Я думаю, что в кино его слишком настойчиво заталкивают в амплуа неврастеника, в то время как его возможности неизмеримо шире. Его пытаются ограничить рамками образа лишнего человека, человека потерявшегося — современного интеллигента. Но для его актерского диапазона этого обидно мало, он может делать и многое другое.
В «Прорве», отношение к которой у меня непростое, он сыграл блистательно — совершенно другую роль, с совершенно другими потенциями. Он хорош и в «Макарове», где благодаря вечному мужскому символу — пистолету — привычный диапазон неврастеника был несколько расшатан. У Киры Муратовой в «Трех историях» он хорошо сыграл, но, к сожалению, снова все то же самое.
Жаль: Муратова, которая на наших глазах придумала Ренату Литвинову, использовала Маковецкого в его привычном амплуа — интеллигента, попавшего в новую ситуацию. А ведь он способен одарить замысел любым непредсказуемым содержанием.
Но вся проблема — отсутствие кинопроцесса. Когда кинопроцесс есть, режиссеру всегда интересно сделать открытие — взять актера для того, чтобы преподнести его по-новому. А в нынешней ситуации режиссеру гораздо удобнее использовать актера в уже проверенном качестве. И получается то, что по системе Станиславского называлось штампом. Маковецкий играет много, но для своих возможностей недостаточно эффективно. Меньшикову повезло больше — у него есть Михалков, умеющий ценить подобный актерский дар.
Потом, когда будут восстанавливать типы нашего времени, лицо Маковецкого, его герои будут весьма существенны. Конечно, судьба его намного счастливее сравнительно с другими актерами. И, в то же время, судьба его печальна. Потому что вялость, легкость, какая-то неопределенность — это все он делает виртуозно. А с другой стороны, переиграв это в двадцати вариациях, он уже, мне кажется, засыпает потихоньку. И я бы очень хотела увидеть режиссера, который разбудил бы Маковецкого, предложив ему феерическую роль.
Читайте также
-
«Я — капитан» Маттео Гарроне — Песни радости и счастья
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»
-
Сесиль де Франс: «Сниматься — настоящий подарок судьбы»
-
Кто есть Америка? — «Нежный восток» Шона Прайса Уильямса
-
«Я хотел понять свое поколение» — Иван Власов о фильме «Дивный мир»