Репортаж

«Десятка» за пятерку


Осенью 2010 года мне пришло сообщение «вконтакте»: писал незнакомый мне человек из Челябинска по имени Евгений Графов. Он просил разрешения экранизировать мой роман «Плацкарт» в форме безбюджетного полнометражного фильма. Увы, киноправа на «Плацкарт» были тогда уже проданы, и мне пришлось отказать Евгению. Но сама идея безбюджетного полного метра впечатлила.

Интерес к кино у меня был давно, еще со времени работы над сценарием «Игр мотыльков» с режиссером Андреем Прошкиным. Позже были и свои идеи, но найти возможности для их реализации в рамках киноиндустрии не удалось.

Не слишком разбираясь в технологиях, я, все же, знал, что современные цифровые камеры, доступные по цене, позволяют снять фильм практически без бюджета, ничего нереального в этом нет. Так почему бы не попробовать снять безбюджетный фильм, выступив режиссером?

Незадолго до этого я закончил повесть «Десятка», и, казалось, из нее мог бы получиться фильм. Но была проблема: действие повести происходит в 1990 году, и достоверно воссоздать ту реальность, не имея бюджета, не получилось бы. И, все же, история показалась достаточно универсальной, чтобы перенести ее в наше время, заменив детали начала девяностых приметами современности.
Я предложил Евгению стать продюсером и вторым режиссером фильма и снимать его в Челябинске. Он согласился и практически вытащил на себе весь подготовительный период.

Сценарий был готов в мае 2011-го, и тогда же Женя прислал мне первые фотографии локаций в Ленинском районе. Это была та самая атмосфера, которая была нужна фильму.

Следующим шагом стал кастинг и набор съемочной группы. С самого начала мы решили, что не будем рассчитывать на «профессионалов». Собственно, в Челябинске их нет, потому что нет киноиндустрии. На некоторые роли пригласили актеров местных театров, а всех остальных нашли через открытый кастинг в соцсетях.

На практике это работало так. В назначенный день претенденты приходили в условленное место в центре города, Женя задавал им присланные мной вопросы, снимал видеопробы на камеру и присылал мне через интернет. Всего в кастинге участвовало несколько десятков человек. К сентябрю — планируемому началу съемок — были найдены две трети актеров: большинство — непрофессионалы. Опыта в кино не имел никто, включая актеров местных театров. Остальных находили уже по ходу съемок.

Для этого фильма нужны были, прежде всего, обычные ребята, которые не то чтобы играли самих себя, но легко могли бы идентифицировать себя с героями, вели бы себя в кадре естественно. Театральным актерам достались более сложные типажи, с которыми обычному человеку идентифицировать себя сложнее: «откинувшиеся» уголовники, бомж-философ в электричке.

Минимальная съемочная группа тоже сложилась: три оператора (потому что были доступны в разные съемочные дни) со своей аппаратурой, звукооператор, ассистент режиссера, гример. Из них также никто не имел опыта в кино. Операторы занимались съемкой свадеб и иногда корпоративным видео.

Режиссер, писатель Владимир Козлов

С самого начала было заявлено: проект некоммерческий, безбюджетный. Соответственно, речи о деньгах не завел никто.

Я прилетел в Челябинск за три дня до начала съемок. Этих дней хватило, чтобы познакомиться с актерами и группой, пройтись по основным локациям и «привязать» их к сценам.
Техническая сторона была минимальной: камера Canon 7D, штатив, один осветительный прибор и дешевый микрофон. «Удочку» для микрофона найти не удалось — поэтому звукооператору приходилось в некоторых сценах лежать на полу (или на земле) перед камерой, вытянув руку с микрофоном как можно ближе к актерам.
Мы были готовы к тому, что к первому дню съемок не будет ни полного состава актеров, ни всего набора локаций. Поэтому спокойно отнеслись к трудностям. И, все же, первый съемочный день выдался сложным — пожалуй, самым сложным из всех.

Утром я сидел в съемной квартире, которая должна была стать нашей съемочной базой, ждал актеров и группу. Все опаздывали. Когда, наконец, все собрались и потом пешком пришли на ближайшую локацию, случился первый облом: снимать на стадионе спортшколы сцену, где герои сидят на трибуне, нам не разрешили. Но стадион был нужен по смыслу сцены…

Пришлось выкручиваться: герои разместились рядом, на трубах теплотрассы, стадион оказался у них на заднем плане. Так возникла модель работы: всегда быть готовыми на ходу перестроиться с минимальным ущербом для фильма. Съемке этой сцены мешала и погода: солнце то пряталось за облаками, то снова появлялось, менялось освещение. Но, в конце концов, сняли и двинулись дальше. Стало полегче.

Съемочный план был гибким и постоянно менялся в зависимости от доступности локаций и актеров, от того, что успевали снять. Пока снимали одну сцену, Женя договаривался о локациях на завтра. В сценарий тоже вносились изменения, но компромиссы были минимальными, принципиальные сцены не убирались и не перекраивались.

Помогали спонтанность, драйв и самоотдача всех участников. Раньше или позже нужные локации находились: отделение милиции сняли в университете культуры, училище — в школе, а снимать в супермаркете нам разрешили.

Не обошлось без технических косяков. Больше всего их возникло при записи звука. Прежде всего, это была моя ошибка: я недостаточно позаботился об этом заранее, полностью доверившись звукооператору. Вмешались и внешние обстоятельства: на второй день съемок у звуковика случились неприятности, и он выбыл из процесса на несколько дней, почти до самого конца. Замену найти не удалось, и звук писали как придется: на диктофон, на накамерный микрофон. На тот момент это не казалось особой проблемой: главное было снять фильм.

Десятка. Реж. Владимир Козлов, 2012

Съемки уложились в восемь дней. Не смогли снять только две сцены: не было одного актера и одной локации. Их потом доснял Женя. Бюджет составил около пяти тысяч рублей (не считая расходов на мой приезд в Челябинск) — они были потрачены, в основном, на питание на съемках и транспорт.
Съемки в Ленинском районе Челябинска — самом неблагополучном — прошли без приключений. Как-то вечером мимо брели два местных гопника, бросили косые взгляды на наши ноутбуки и камеры, спокойно лежащие на траве, и один сказал: «Это Ленинский район или нет? Не понимаю…» Но на том и закончилось.

Постпродакшн шел уже не так гладко: потерялся драйв, ощущение общего интересного дела. Плюс, повлияли чисто практические соображения: монтажер мог уделять внимание проекту лишь в свободное от основной работы время. Ну и, конечно, замедлял работу как попало записанный звук.

В результате фильм закончили только через год после начала съемок — осенью 2012. Звук так и остался грязным, но переозвучивать не стали. Это было нереально из чисто организационных соображений — попробуй снова собрать актеров, — да и в принципе я был против переозвучивания: при этом потерялась бы живость и спонтанность игры непрофессионалов.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: