1
Как-то Бергман в пылу самокритики назвал «Источник» «убогим подражанием Куросаве». Сколь бы странно это ни звучало, в самом деле через японского мэтра произошло вливание экзотической самурайской крови в европейское авторское кино. Однако и Бергман, в свою очередь, охладил его, по премуществу средиземноморскую, кровь (Феллини — Бунюэль) скандинавским маргинальным духом. Не случайно в ту пору рождались и умирали проекты (ни один не был осуществлен) совместных постановок небожителей, олицетворявших страны света — Север, Юг (по линии Запада) и Восток, а также религиозные традиции. Это отвечало глобальным прекраснодушным концепциям мировой культуры, появившимся уже тогда — задолго до прагматичного мультикультурализма и экуменизма.
Согласно одному из таких проектов, Бергман, Феллини и Куросава должны были снять по новелле для престижного альманаха «Трио». Согласно другому, Феллини и Бергман обменивались своими актрисами, местами съемок и производили нечто совместное. Реально же у Феллини в «Сладкой жизни» появлялся квазибергмановский персонаж — самоубийца Штайнер, одержимый страхом перед атомной бомбой. В какой-то мере двух мастеров сближала тяга к артизации мира, к фигурам шутов, скоморохов. Но прежде всего их взаимно интриговала как раз фундаментальная несхожесть умов и темпераментов, католического и протестантского «модулей». С Бунюэлем Бергмана объединяло богоборчество, с Висконти — литературно-театральный опыт и методология актерской школы. Тем более значим факт, что Висконти пригласил Ингрид Тулин на роль Софии фон Эссенбек в «Гибели богов» — роль, в которой с небывалой напряженностью сошлись классическая трагедия и декаданс Большого Стиля, мифологическая символика и психоанализ.
Читайте также
-
Жизнь за работой — «Комната по соседству» Педро Альмодовара
-
Все хороши — «Плохая девочка» Халины Рейн
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Территория свободы — Польша советского человека
-
Почему у тебя такие большие туфли? — «Планета Джанет» Энни Бейкер
-
«В нашем мире взрослые сошли с ума» — Кирилл Султанов о «Наступит лето»