А теперь — дискотека!
Город Новая Ладога — 141 км к востоку от Петербурга. Сотня местных подростков, разодетых под советские 80-е, устроили дискотеку в полуразрушенном здании церкви. Мальчики и девочки из Новой Ладоги и соседнего Волхова знать не знают, как жили их одногодки в 1984 году, кто был генсеком и сколько стоили хлеб, водка и спички. Зато они хорошо понимают, что режиссер, который, швырнув мегафон, идет к ним с криком «Не умеете веселиться!», — и начинает неуклюже, но с азартом танцевать под «Кара-кара-кум», снял «Брата», а совсем недавно — «Жмурки» и «Мне не больно».
В Новой Ладоге Алексей Балабанов заканчивает съемки нового фильма «Груз 200». В отличие от двух последних картин, этот сценарий Балабанов написал сам. И, пожалуй, главная новость — Балабанов после трех «зрительских» историй, поставленных в 2000-е, снимает свое, стопроцентно авторское кино. Справедливости ради скажем, что каждый фильм Балабанова — авторский. Но, в отличие от предыдущих трех, «Груз 200» — история, что называется, «вне жанра». Хотя любителям «ярлыков» режиссер с неохотой ответит, что фильм этот ближе всего к триллеру.

© Никита Павлов
Сцена дискотеки — самое начало фильма. Здесь пересекаются пути его героев, и берет начало, пожалуй, одна из самых страшных историй в российском кино. Много массовки, поэтому ответственность за то, что в кадре — не на режиссере и даже не на операторе, а на хрупких плечах девушек-костюмеров. Художником по костюмам на «Грузе 200» работает жена Балабанова Надежда Васильева — вместе они сделали «Замок», «Про уродов и людей», «Брата» и «Реку». Надя с нежностью вспоминает белоснежные воротнички на героях «Про уродов и людей», заправляя футболку с надписью «Beatles» в брюки молодому волховчанину. Время действия «Груза 200» — 1984 год. Вот почему мы с Надей бегаем по вещевому рынку Новой Ладоги в поисках белых капроновых носочков для девочек. В восемьдесят четвертом в свободной продаже были только бежевые, белые с боем доставались провинциальным модницам, а черные оставились привилегией комсомолок Ленинграда и Москвы. При взгляде на массовку Балабанова жалеешь, что монография по истории массовой моды в СССР до сих пор никем не написана.
Читайте также
-
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
-
Черная ворона белого мира — «Ансельм. Шум времени» Вима Вендерса
-
«Ровесник» Федора Кудрявцева — Пресса и критика о фильме
-
Две сказки о потерянном времени — «Хельсинкский эффект» и «Светлое будущее»
-
Он сделал нечто пугающее и даже не моргнул — «Цепные реакции» Александра О. Филиппа
-
«Вот что такое художник-постановщик, а не застройщик» — разговор с Владимиром Гудилиным