«Солнце» Александра Сокурова
«Не люби поноровщика — люби спорщика», — есть и такая среди русских пословиц. Тем не менее всякое время любит тех, кто гладит «по шерсти, по норову». После каждого фильма Сокурова испытываешь благодарность и облегчение, что есть все же у нас не только «поноровщики». «Солнце» — фильм очень значительный. Поражает, как быстро, с первых минут и первых деталей, Сокурову удается вызвать ощущение неоспоримой бытовой и исторической достоверности. И одновременно — ясное понимание, что эта достоверность не главная цель, что она лишь помогает вовлечь зрителя в стремнину, в поток, где ему уже не уклониться от порогов, ждущих впереди по курсу. Порогов-вопросов: о цене жизни, избранной и рядовой, об индивидуальном разуме и коллективном безумии, о простоте, венчающей сложность. Мне кажется, что в «Солнце» свойства таланта Сокурова проявляются с наивысшей органичностью. Его глаз, его темп, безошибочный ритм, свет и тень, сосредоточенность на высоких смыслах настолько «уместны» в этой картине, что даже небывало воссозданная война в кадрах символических, не буквальных, видится единственно убедительной и естественной. Этот фильм еще раз выявляет редчайший «статус» Сокурова: он — философ, мыслящий камерой.
Читайте также
-
Франц Кафка — Пациент No. 1
-
Автомобиль, лопата и милосердие — «Простая случайность» Джафара Панахи
-
Высшие формы — «Жизнь маленьких зверей» Игоря Маломуда и Константина Бриллиантова
-
Взгляд сквозь годы — «Шукшин» Александра Расторгуева
-
Постоянство участи — «Белый пароход» Инги Шепелевой
-
Как мы смотрим: мифы, страхи, «Дыры»