18+
51-52

Медийные лица

Актер Сергей Безруков в роли Владимира ВысоцкогоАктер Сергей Безруков в роли Владимира Высоцкого

Актеры, наличие которых в главных ролях опрометчиво считается залогом кассового успеха фильма; лица, чаще всего появляющиеся в кино, сделанном по заказу к важнейшим государственным праздникам и годовщинам: Новый год, Рождество, День Победы, Международный женский день; хедлайнеры ведущих жанров отечественного кино, как то: Доброе кино, Патриотическое кино, Великое кино о великой войне, Новое старое кино. Статус м. л. либо приобретается актером в процессе стремительного творческого становления, которое объясняется хроническим страхом риска у российских продюсеров, либо имеется ab ovo. Самый короткий путь на киноэкран — использование успеха в других медийных пространствах: на телевидении (Ксения Собчак в «Ржевский против Наполеона»), в поп-музыке (Филипп Киркоров в «Любви в большом городе»), в политике (камео экс-президента Дмитрия Медведева в «Елках»). Чес по следам успеха в параллельных областях шоу-бизнеса — распространенная продюсерская стратегия, опирающаяся на такую устойчивую особенность человеческой психологии, как нежелание перемен. Система м. л. российского кино представляет собой редукцию голливудской системы звезд, но в отличие от последней является, скорее, формой общественного договора, распространяющегося на все престижные виды деятельности: успех в кино гарантирует благополучие в смежных профессиях, например в политике (некоторые звезды российского кино являются членами партии). М. л. можно разделить на четыре группы, в старой системе соответствовавшие актерским амплуа: 1) шутники, мигрировавшие с телеканалов, КВН-шоу и капустников (Михаил Галустян и парни из Comedy Club в «Самом лучшем фильме» и «Яйцах судьбы»), — они же клоуны, эксцентрики; 2) первые красавицы а) с «белым» происхождением, б) с трагическим прошлым в советских или фашистских застенках, в) с сексапилом узкого диапазона, мотивированным бедностью сценарного языка, г) с биографией из сиквелов советских хитов (Елизавета Боярская в «Иронии судьбы. Продолжение», Светлана Ходченкова в «Служебном романе. Наше время») — они же героини; 3) персонажи условной «Бригады», отвечающие за маскулинность на российских экранах (Дмитрий Дюжев в «Беременном», Владимир Вдовиченков в роли главы государства в «Августе. Восьмого»), — они же герои, первые любовники; 4) звезды советского кино, приглашенные в сиквелы в рамках спецпроекта «до и после» (Лия Ахеджакова в «Любовь-морковь 3»), — они же наперсники, харáктерные старики. Показателем признания м. л. является его участие в западных блокбастерах в роли плохого или странного русского, не доживающего до финала (Константин Хабенский в «Особо опасен» Т. Бекмамбетова, С. Ходченкова в «Шпион, выйди вон!» Т. Альфредсона). По мнению русских продюсеров, успех фильма прямо пропорционален количеству м. л. на квадратный метр кадра. С этим связан эффект, известный как «усталость материала»: спортивная драма «Матч», раскручивавшаяся за счет дуэта «Безруков — Боярская», не собрала в прокате и половины бюджета. Система м. л. исключает творчество и изобретательность продюсера: в старом Голливуде лицо было капиталом, а созданная продюсером звезда — ответом на зрительские ожидания. В отечественном мейнстриме предложение опережает спрос, формируя у зрителя тяжелый комплекс привыкания: посещение кинотеатра становится равнозначно лежанию дома у телевизора. Но несмотря на все усилия индустрии, в современном отечественном кино по-прежнему нет актеров-звезд, которые могут собрать кассу.

Кэмп
Аустерлиц
Erarta
Место преступления
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»