18+
51-52

Великое кино о великой войне

«Брестская крепость». Реж. Александр Котт, 2010«Брестская крепость». Реж. Александр Котт, 2010

Другие названия — патриотический блокбастер, кинематографическая некрофилия. Магистральный жанр, своего рода градообразующее предприятие нового российского кино. Финансируется из государственного бюджета. Является формой казенного довольствия (иногда — формой барщины) профессиональных кинематографистов. Распространяется в кинотеатрах по системе «в нагрузку к голливудскому блокбастеру». Один из пионеров жанра — фильм «Звезда» Николая Лебедева (2002). Формальной экономической предпосылкой для появления в. к. о в. в. стала так называемая путинская стабильность, породившая явление, известное как возрождение российского кино. Основная идеологическая предпосылка — отсутствие иных плацдармов для патриотической пропаганды и пассивность массового потребителя, наученного сверху, что «Великая Отечественная война — это хорошо». Как и другая пропаганда «к 9 мая», в силу удаленности от описываемых событий и отказа от критического восприятия истории чаще всего является копипастом брежневской модели восприятия войны («Брестская крепость», «Мы из будущего», «Мы из будущего 2»). Термин «в. к. о в. в.» ошибочно используется по отношению к картинам Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Однако дилогия не относится к жанру военного фильма: ее место в ряду радикальных кинополотен, в которых художник подвергает деконструкции самого себя («8 ½» Федерико Феллини, «Такешиз» Такеши Китано и др.). Путаница в определениях привела к тому, что единственным героем в. к. о в. в., закрепившимся в массовом сознании, стал zombie Kotov. В последние годы под влиянием пелевинской формулы «Под Кандагаром было круче» предпринимались попытки сделать в. к. о в. в. на более позднем историческом материале Афганской войны («9 рота») и войны с Грузией («Август. Восьмого»). Схема производства, проката и идеологического обеспечения — та же, что и у фильмов о Великой Отечественной войне. В полемике с в. к. о в. в. возник еще один жанр — невеликое кино о великой войне, в рамках которого авторы пытаются доказать, что Великая Отечественная — это не спецэффекты и большие бюджеты, а личная драма индивидуума деревенского происхождения в плохом парике («Свои», «Живи и помни», «В тумане»). Еще один поджанр нового военного кино — тайное кино о великой войне — представлен фильмом Николая Хомерики «Ночь длиною в жизнь», который никто никогда не видел.

«Август. Восьмого». Реж. Джаник Файзиев, 2012«Август. Восьмого». Реж. Джаник Файзиев, 2012

Русская симфония
3D
3D
Полночь в Париже
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»