18+
51-52

Великое кино о великой войне

«Брестская крепость». Реж. Александр Котт, 2010«Брестская крепость». Реж. Александр Котт, 2010

Другие названия — патриотический блокбастер, кинематографическая некрофилия. Магистральный жанр, своего рода градообразующее предприятие нового российского кино. Финансируется из государственного бюджета. Является формой казенного довольствия (иногда — формой барщины) профессиональных кинематографистов. Распространяется в кинотеатрах по системе «в нагрузку к голливудскому блокбастеру». Один из пионеров жанра — фильм «Звезда» Николая Лебедева (2002). Формальной экономической предпосылкой для появления в. к. о в. в. стала так называемая путинская стабильность, породившая явление, известное как возрождение российского кино. Основная идеологическая предпосылка — отсутствие иных плацдармов для патриотической пропаганды и пассивность массового потребителя, наученного сверху, что «Великая Отечественная война — это хорошо». Как и другая пропаганда «к 9 мая», в силу удаленности от описываемых событий и отказа от критического восприятия истории чаще всего является копипастом брежневской модели восприятия войны («Брестская крепость», «Мы из будущего», «Мы из будущего 2»). Термин «в. к. о в. в.» ошибочно используется по отношению к картинам Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Однако дилогия не относится к жанру военного фильма: ее место в ряду радикальных кинополотен, в которых художник подвергает деконструкции самого себя («8 ½» Федерико Феллини, «Такешиз» Такеши Китано и др.). Путаница в определениях привела к тому, что единственным героем в. к. о в. в., закрепившимся в массовом сознании, стал zombie Kotov. В последние годы под влиянием пелевинской формулы «Под Кандагаром было круче» предпринимались попытки сделать в. к. о в. в. на более позднем историческом материале Афганской войны («9 рота») и войны с Грузией («Август. Восьмого»). Схема производства, проката и идеологического обеспечения — та же, что и у фильмов о Великой Отечественной войне. В полемике с в. к. о в. в. возник еще один жанр — невеликое кино о великой войне, в рамках которого авторы пытаются доказать, что Великая Отечественная — это не спецэффекты и большие бюджеты, а личная драма индивидуума деревенского происхождения в плохом парике («Свои», «Живи и помни», «В тумане»). Еще один поджанр нового военного кино — тайное кино о великой войне — представлен фильмом Николая Хомерики «Ночь длиною в жизнь», который никто никогда не видел.

«Август. Восьмого». Реж. Джаник Файзиев, 2012«Август. Восьмого». Реж. Джаник Файзиев, 2012

Московская школа нового кино
Fassbinder
Охотники
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»