18+
51-52

Патриотическое кино
(см. также Великое кино о великой войне).

«Тарас Бульба». Реж. Владимир Бортко, 2009«Тарас Бульба». Реж. Владимир Бортко, 2009

Продукт инволюции термина «соцреализм», понятие смутное и плохо поддающееся расшифровке. Яркое свидетельство кризиса российской государственности, пытающейся сохранить имперский масштаб и экстерьер при глубоко националистическом содержании. Фактически этот «жанр» скончался сразу при рождении: первые (и последние) патриотические российские фильмы — «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова — в равной степени воспринимались и как апология примитивного, шовинистического патриотизма, и как его критика. Опыт Балабанова был принят к сведению, и п. к. стало избегать современности, предпочитая воспевать военные подвиги прошлого, настойчиво приравнивая нынешнюю РФ к уже погибшим империям — Российской и Советской (аналогичная тактика применялась в сталинском п. к.). Исключение — «Кандагар» Андрея Кавуна, рассказывающий о героическом побеге российских летчиков из талибского плена. Фильм основан на реальных событиях 1995 года; экипаж плененного самолета в сценарии был поголовно окрещен в православие. Считать подобные фильмы полноценным п. к. не позволяет важный идеологический недочет: формируя недвусмысленный образ врага, они не дают ответа на главный вопрос п. к. — а «кто же мы?» (см. Коля-одна-копия). Свойственная агиткино склонность к гротеску (подкрепляющаяся паническим страхом сболтнуть лишнего о войне на Кавказе) наделяет врага чертами вселенского зла, переводя геополитические проблемы в область космологии, вечной борьбы двух начал. Герои п. к. могут сражаться на разных фронтах и под разными флагами: и в Афгане («9 рота»), и на правом берегу Днепра («Тарас Бульба» В. Бортко — показательный пример того, как российское п. к. способно апроприировать что угодно, даже героев конкурирующей украинской культуры). Опорным сюжетом п. к. является Великая Отечественная, вернее, редукционистское представление о ВОВ как о всенародном противостоянии хороших советских граждан звероподобным немецко-фашистским захватчикам (взгляд на войну как на трагедию народа, оказавшегося между двумя кровавыми диктатурами, строго табуирован в официальной риторике). Жанровые характеристики п. к. колеблются в широком диапазоне: молодежная комедия («Мы из будущего»), gore и слэшер («Брестская крепость») мелодрама («Матч»), фантасмагория («Утомленные солнцем 2»). Как и отечественное кино, п. к. находится в глубоком экономическом кризисе. Падение посещаемости российских фильмов в первую очередь ударило по агитпродукции: продюсерам «Матча» пришлось посвятить целый пресс-релиз рассказам о том, что патриотизм — это не всегда стыдно и не всегда скучно.

Коммивояжер
Бок-о-бок
Шерлок Кино ТВ
Лендок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»