18+

Подписка на журнал «Сеанс»

14 ФЕВРАЛЯ, 2014 // Рецензии

И рыбку съесть, и, вообще, хорошо провести время

В прокат вышла первая часть «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Умелый рыболов Василий Степанов посмотрел полную версию этой картины и дает несколько советов, как подсекать и вытаскивать из воды датскую русалочку.

Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»

Здравствуйте, меня зовут Василий, и я нимфоманка. То есть очень люблю рыбную ловлю. А кто ее не любит? Особенно если с мормышкой, или на блесну.

Для тех, кто не знаком с рыбной ловлей, поясню терминологию.

(Внимание! В следующих двух абзацах обильно цитируется Википедия, но пропускать их автор не рекомендует.)

По форме мормышки бывают круглые («дробинка», в форме шара), полукруглые (в виде приплюснутого шара, или диска), треугольные («трехгранка»), ромбовидные, в форме опарыша, в форме мухи («муха»), в форме капли («капелька»), двойные («муравей», в виде двух соединенных дробинок) и других форм («кролик», «овсинка», «уральская», «чечевичка» и др.).

Как правило, в мормышку впаивается один крючок. Но встречаются мормышки с двумя впаянными крючками, смотрящими вверх. Такие мормышки называют «коза». Встречаются также и мормышки с впаянным тройником, их называют «чертик». «Чертики», как правило, красят в черный цвет. Кроме того, есть мормышки с подвесным крючком — не впаянным, а прикрепленным за кольцо. Эта конструкция называется «ведьма». При ловле на мормышку используют как «голые» мормышки, так и мормышки с наживкой или комбинацией нескольких наживок (так называемый «бутерброд»).

В нашем случае речь идет не столько о «чертиках» и «ведьмах» (кинофильмы «Антихрист» и «Меланхолия» доступны всем, кто желает с ними ознакомиться), сколько о последних двух видах мормышек.

Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»

Даже не слишком сведущего в вопросах рыбной ловли человека может удивить реакция на «Нимфоманку. Фильм первый». Простейшая «голая» мормышка принята за «муху», осмотрена, пережевана и в некоторых случаях даже выплюнута. А ведь на подходе еще «бутерброд». И кто знает, чем дело обернется. Критики чуют манипуляцию, критики ликуют, критики называют датчанина маркетологом, критики предупреждают плотву. И все это из-за формы рыболовного приспособления?

Фокуснику никогда не крикнут: «Вы нас обманули». Хотя уже довольно давно известно, что ни один фокусник не пилит женщин по-настоящему. Так почему же рыбак удостаивается столь неприятных слов? Лишь потому, что удочка подчас притаскивает вместо рыбы человеков? Манипуляция? Где? Я не видел рыболова честнее. Его «голая» мормышка блестит на солнце, словно драгоценный дар открытых чувств, оружие настоящего ихтиолога, наблюдающего за поведением рыб в озерах, реках, ручьях и морях.

Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»

Лично я ринулся за ней стремительным окунем, только лишь заслышав призывный рев германской группы Rammstein — Führe mich — будете слушать, сделайте погромче, чтобы расслышать слова и сменить гневливую неприязнь на более достойное чувство:

Ты встроен в мое сердце,
Две души растягивают одну кожу,
И когда я говорю, ты молчишь,
Ты умираешь, когда я этого хочу.

«Нимфоманка» настаивает на диалоге. И говорит со зрителем, если он того желает. Вся она на виду: разворачивается безыскусным калейдоскопом жанров, сентиментальных, рациональных и анекдотических отступлений, радует инфографикой, мягким юмором и гербарием. Ее автор давно практикуется в «игре», и упрекать его в каком-то смазливом самолюбовании — все равно что обвинять в том же самом упомянутого в фильме — мало что бывало в жизни столь к месту — Исаака Уолтона, выпустившего в середине XVII века свою бессмертную книгу «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека». Интернет услужливо подсказывает, что данный труд переиздавался чуть реже, чем Библия, и нужно сказать, что этот по-своему знаменательный факт совсем не удивляет того, кто открывал «Рыболова» в пору душевных невзгод. Интересующиеся могут приобрести русское издание хоть сейчас.

Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»Иллюстрация к книге Исаака Уолтона «Умелый рыболов, или Отдых умозрительного человека»

Любой, кто хотя бы раз ловил рыбу и возвращался домой без улова, знает, насколько важны и значимы в этом виде досуга разнообразные тонкости и детали: длина и вес удилища, тип лески и приманки, форма крючка. Вид рыбы, водоем, погода — все это диктует свои, подчас невыполнимые в их многообразии условия. Триер подчиняет течение своего фильма правилам, которые явил в своей книге его старший товарищ, куда более опытный рыбак — Исаак Уолтон. Тот буре государственных потрясений (книга Уолтона написана в годы английской Гражданской войны) противопоставлял рациональность житейской мудрости, горению пагубных страстей — уединение на лоне природы. И «Нимфоманка» (мы тоже живем в непростое время) так же стремится врачевать сердца. Это не история одержимости сексом, не высказывание о мятежном человеческом духе, но притча о мормышке. По крайней мере, в первой своей части. Мормышка же никогда не то, чем кажется.

Вобла видит в ней личинку короеда, окунь — бокоплава и водяного ослика, язь — обычную комнатную мушку, омуль — дафнию или же циклопа.

Я вижу по-настоящему большой фильм. В марте второе свидание. А третьего не будет.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»