Рейх наносит ответный удар
Железное небо. Реж. Тимо Вуоренсола, 2012
На темной стороне Луны кипит жизнь, но не та, о которой нам рассказывал продюсер Тимур Бекмамбетов. Тяжелые грузовики и упакованные в герметичные кожаные плащи мотоциклисты разъезжают по лунным автобанам, светится распластанная гигантской свастикой космическая база, неслышно шныряют по безвоздушному пространству могучие германские НЛО. За великолепием четвертого рейха с удивлением наблюдают американские астронавты, прилунившиеся в рамках кампании по переизбранию мадам президента. Скоро начнется второй блитцкриг.
Как закалялась сталь этого нехитрого сюжета, «Сеанс» писал больше года назад в серии материалов о краудфандинге. И просмотр целого фильма едва ли что-то добавил к тому, что под воздействием рекламных роликов рисовало воображение. Хотя финские энтузиасты, конечно, постарались на славу. Из конспирологических бредней о секретных нацистских базах, научно-популярных передач о «вундерваффе» и расхожего сюжета «нацисты в труднодоступных местах» сложена дельная и бодрая сатира на современность. Все это по меньшей мере смешно: и смартфоны, у которых в самый ответственный момент садится батарейка; и акулы-пиарщики, подбадривающие фантазию Геббельсом; и негр, «политкорректно» выбеленный в финна. Но в космосе никто не услышит вашего смеха. Шуточки про кислую капусту и особенности американской внешней политики (финны для эффекта посадили в Белый дом Сару Пэйлин) — это, в общем, не главное.
Железное небо. Реж. Тимо Вуоренсола, 2012
Уже по предыдущей картине авторов «Железного неба» было видно, как сильно они любят жонглировать реди-мейдами и культурными клише. И Джеймс Бонд с «Мунрейкером», и обильное цитирование Кубрика, и немного «Остина Пауэрса», и Фрейд с Удо Киером — все здесь идет в дело, все сосуществует на равных, при этом ничего особенного не знача. Хотя это, в сущности, не большая проблема. В том же режиме, к примеру, творит музыкальный коллектив из Любляны Laibach, вагнерианский саундтрек которого, безусловно, украсил картину, придав должный размах взлету космического сверхкрейсера «Сумерки богов».
Железное небо. Реж. Тимо Вуоренсола, 2012
Если хоть немного отвлечься от этого зигующего нэймдроппинга и яростного арийского эротизма (хотя, конечно, нужно видеть, как будущий фюрер гладит чучело волка), то «Железное небо» Тимо Вуоренсолы — при всей своей партизанской биографии — окажется идеальной иллюстрацией процессов, протекающих сегодня в пространстве большого коммерческого кино. Это кино сделано за семь с половиной миллионов у.е. по весьма прогрессивной схеме финансирования, но ведет себя оно как заправский летний хит. И, в конце концов, чем оно хуже «Капитана Америки»? Тот же серебристый блеск черепа на кокарде и скрип начищенного сапога. Посмотрите, как счастливо смыкаются на экране большие формы и малые сюжеты, соседствуют трэш и «голливуд». Как промо и мерчендайзинг становятся важнее самого фильма. Как знакомый брэнд (в данном случае проверенная, как кэмпом, так и большим студийным кино, свастика) становится гарантией зрительского успеха. О сборах «Неба» говорить пока сложно, но не будем забывать, что часть фильма уже оплачена добровольными вкладчиками. То есть в данном случае не продукт ищет потребителя, а потребитель получает продукт, за который уже заплатил.
«Железное небо» честнее. Оно предельно ясно указывает на несоразмерность задействованных в своей конструкции элементов: ловкие космические бои и изрядные CGI-декорации отчаянно диссонируют с глуповатыми шутками и звуками «Таннгейзера». На экране титанический звездолет четвертого рейха взлетает при помощи айпэда — и эта сцена метафорически описывает фильм, который никак не может приподняться над замыслом, превратившись из концептуальной шутки в нечто функциональное. Роль айпэда мог бы сыграть хороший вкус, но его финны героически отрицают: даже ядерный холокост в финале «Железного неба» не обещает покоя врагам рейха. Готовится производство приквела и сиквела.
Материалы по теме:
С миру по нитке, голому — кино
Алё, Garage!
Космический ковбой
Муравьи из другого муравейника
Тени Кассаветиса
Попрошайничать, занимать, воровать
Читайте также
-
Все о моей Марисе — Памяти ушедшей звезды
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Школа: «Капитан Волконогов бежал» — Сказка с несчастливым концом
-
Казино з бездепозитним бонусом за реєстрацію візьміть висновок
-
Его идеи — К переизданию «Видимого человека» Белы Балажа
-
On line Blackjack Real cash Casinos: Alive Competitions 2024