18+
3 ФЕВРАЛЯ, 2014 // Фестивали

Пять скандинавских хитов сезона

В Гетеборге завершился 37-й кинофестиваль, Мария Кувшинова выбрала из программы скандинавские фильмы, которые стоит увидеть.

«О лошадях и людях» (Hross i Oss/Of Horses and Men)

Оказалось, что исландское кино, под которое в этом году собрали отдельную программу, в смысле жестокости может дать фору корейскому: в начале конкурсной «Металлической головы» 15-летнему рокеру наматывает на молотилку волосы и скальп; в «Фероксе» школьник сначала хладнокровно избивает, а потом убивает насильника своего брата; в «X молодой толстяк-сенатор коротает Полярную ночь, предаваясь пьянству, насилию и разврату. Сразу в нескольких картинах запечатлено опасное вождение трактора. «О лошадях и людях» — полнометражный дебют актера Бенедикта Эрлингссона (он играл переводчика при исландском бизнесмене в «Самом главном боссе» Триера; сам бизнесмен — Фридрик тор Фридриксен — Эрлингссона продюсирует). Это сборник макабрических анекдотов про повседневную жизнь исландской долины, населенной грубыми, сильно пьющими людьми, которые существуют в тесном контакте с лошадьми (в начале фильма жеребец взбирается на кобылу, игнорируя всадника — и это еще не самый яркий эпизод). Смерти и тяжкие телесные тут внезапны и нелепы, публику кидает то в хохот, то в ужас — за этот аттракцион картина, видимо, и получила на фестивале приз зрительских симпатий.

«Тихий рев» (The Quiet Roar)

Под конец седьмого десятка у Марианны находят неоперабельную опухоль, и она отправляется в клинику, в которой под влиянием LSD и при помощи ассистентки в исполнении Ханны Шигуллы, погружается в свои воспоминания о прошлом: детях и муже, от которых давно ушла. «Тихий рев» — третий фильм шведского режиссера Хенрика Хельстрема, путешествие человека внутрь себя, через жизнь к смерти, принятию и покою. По настроению, ощущениям, он напоминает «Примесь» (Upstream Color), это тоже визуальная медитация с медицинским экспериментом и при минимальном нарративе — только холоднее, яснее и взрослее. Оператор фильма Фредрик Вензель получил на фестивале приз имени Свена Нюквиста.

«Бетонная ночь» (Betongat/Concrete Night)

Финский режиссер Пирьо Хонкасало начинала в игровом кино, потом много лет снимала документальное (в числе ее работ — «3 комнаты меланхолии», выдающееся визуальное полотно о ритуалах и инициации, снятое в Чечне и в Нахимовском училище в Петербурге), а теперь снова вернулась к игровому. «Бетонная ночь» — тоже во многом киномедитация, хотя с гораздо более, чем в «Тихом реве», отчетливым сюжетом. Это экранизация романа про подростка, который проводит последнюю ночь с братом, осужденным и наутро уходящим за решетку. Поверив в монолог старшего о грядущем конце света и пожирающих человеческие тела скорпионах, младший отправляется в бетонный лес окраинного Хельсинки, чтобы приблизить гибель человечества. Черно-белое апокалиптическое кино, еще один пункт в списке «последних фильмов», в которых без иронии и оглядки задаются последние вопросы. Интервью с Пирьо Хонкасало читайте в блоге «Сеанса» на этой неделе.

«Бабушки на тропе войны» (Shirley&Hinda/Two Raging Grannies)

На фестивале второй год проходит конкурс скандинавского документального кино, и лишь немногие из восьми отобранных работ сняты, собственно, в Скандинавии; выходит так, что северные документалисты ищут сюжеты подальше от дома. «Бабушки на тропе войны» норвежского режиссера Хаварда Бустенса — комедийный роуд-муви про двух благообразных американских старушек на инвалидных колясках, которые пытаются выяснить причины глобального экономического кризиса: начав как вольнослушательницы университетского курса по истории финансов, они добираются до Уолл-стрит, чтобы ворваться на конференцию и спросить: «Почему вы все считаете, что экономика обязательно должна расти?»

«Публичные бани» (Bath House/Simhall)

Короткометражка про странный случай в публичной бане, все посетители и единственный сотрудник которой — анемичные животные в человеческой одежде. Кое-кто из них хулиганит и ворует из сейфа хлорку — и ситуация из просто странной становится опасной. Если бы в «Бесподобном мистере Фоксе» была Скандинавия, события «Публичных бань» происходили бы там.

Мама вышла
Канский видеофестиваль
Амфест
Норштейн
Гэсло
Только по любви
Лендок
ВДНХ
Петербургская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»