18+
// Фестивали

Берлин-2018: Что покажут в основном конкурсе (и вне)

Через неделю открывается 68-й Берлинский международный кинофестиваль. О том, из чего состоит его основная программа, рассказывает Василий Степанов. А завтра расскажем об остальном.

 

«Собачий остров» (Isle of Dogs)

Фильм открытия

Реж. Уэс Андерсон

Несколько лет назад Уэс Андерсон уже открывал Берлинале своим «Отелем “Гранд Будапешт”». В феврале 2014-го, на фоне украинского кризиса и предвоенного настроения, тот фильм показался неожиданно и не по-андерсоновски острым. В этот раз, кажется, такого же политического эффекта ждать не стоит, в конце концов «Собачий остров» — это мультфильм про мальчика в поисках своей пропавшей собаки. Хотя и в «Острове» нашлось место для разговора про коррупцию и ужасы реального мира. Озвучивают кукольную историю звезды — Эдвард Нортон, Грета Гервиг, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Брайан Крэнстон, Билл Мюррей, Харви Кейтель и другие. Интересно, как поступят с ними в российском прокате?

 

«Три дня в Кибероне» (3 Tage in Quiberon)

Реж. Эмили Атеф

Рехаб в Бретани, 1981 год. Роми Шнайдер дает журналистам свои последние интервью. Фильм частично основан на знаменитых фотографиях Роберта Лебека, сделанных для журнала Stern.

 

«В проходе» (In den Gängen)

Реж. Томас Штубер

Нежная история любви, в которой участвуют работники типового супермаркета. Он на погрузчике, она — в кондитерском. Есть еще друг из алкогольного.

 

«Эльдорадо» (Eldorado)

Реж. Маркус Имхооф

Тот самый фильм (не буквально, но в среднем), из-за которого Берлинале считается слишком политизированным фестивалем. Беженцы, Европа, итальянский берег, ливийские кораблики и суровая критика системы помощи тем, кто смог пересечь море.

 

«Наследницы» (Las herederas)

Реж. Марчело Мартинесси

Чела и Чикита, две стареющие леди, с давно усвоенными социальными ролями. Пока Чела сидит дома, Чикита ведет бурную социальную жизнь. Но вот однажды всё меняется: Чикита из-за долгов попадает в тюрьму, и Челе приходится сесть за руль такси.

 

«Черный 47-й» (Black 47)

вне конкурса

Реж. Лэнс Дэли

Черный 47-й, или 1847-й — катастрофический год в истории Ирландии. Очередной неурожай картофеля, пораженного фитофторозом, голод, массовые выселения крестьян из-за долгов, повальная эмиграция выживших в Америку. Главный герой фильма, Фини, вернувшись с Афганской войны, решает поквитаться с теми, кто довел до голодной смерти его семью. Остановить разбушевавшегося военного должен другой ветеран — его играет Хьюго Уивинг.

 

«Девица» (Damsel)

Реж. Дэвид и Нэйтан Зеллнеры

Остинские братья Зеллнеры везут в Берлин Роберта Паттинсона, который вдруг превратился в икону независимого кино после успеха у других братьев — Сэфди. После предыдущего фильма Зеллнеров «Кумико — охотница за сокровищами» ожидания очень высоки, да и фактура вестерна располагает: сегодня жанр снова на подъеме. Кроме того, в кадре есть красивое животное — золотистая пони!

 

«Свинья» (Khook)

Реж. Мани Хагиги

Очередная иранская рефлексия на тему кино, поставленная автором фильма «Приходит дракон», и, судя по описанию, не лишенная иронии. Главный герой, режиссер Хассан, болезненно переживает творческий и личный кризис: любимая актриса снимается у другого, жена ушла, мама в маразме, с дочкой проблемы. Кроме того, по городу бродит убийца, который расправляется с режиссерами. Но есть и хорошая новость: до Хассана злодей еще не добрался. Хотя почему «хорошая»? Неужели даже душегуб не воспринимает Хассана всерьез?

 

«Молитва» (La prière)

Реж. Седрик Кан

Юный Тома присоединяется к коммуне бывших наркоманов, чтобы перебороть собственную зависимость. Его ждут изнуряющий труд, строгий распорядок дня, коллективные трапезы и внезапное пробуждение искренней веры, а зрителей — фантастической красоты пейзажи.

 

«Недвижимость» (Toppen av ingenting)

Реж. Монс Монссон, Аксель Петерсен

Мир шведского социализма и чистого абсурда на примере одной полудокументальной истории наследства. Прекрасная старушка в леопардовых лодочках крутит хула-хуп, стреляет из автомата и борется с жильцами свалившегося на нее внезапно здания.

 

«Не трогай меня» (Touch Me Not)

Реж. Адина Пинтилие

Только на первый взгляд фильм, а на самом деле — первая часть большого арт-проекта, посвященного вопросам отношений и сфере интимного. Терпимость, свобода самовыражения, саморефлексия, жизнь без табу и другие тэги. Работу Пинтилие поддержали с полдюжины авторитетнейших арт-центров Европы, и что-то подсказывает, что место ей скорее в галерее, а не в кинозале.

 

«Транзит» (Transit)

Реж. Кристиан Петцольд

Петцольд снова играет в «Феникса» — опять история странной идентификации. Сходство было бы еще больше, если бы режиссер не перенес время действия этой истории в наши дни. Одноименный роман разворачивался в годы Второй мировой.

 

«Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет»
(Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot)

Реж. Гас Ван Сент

Оказавшийся волей несчастного случая в инвалидной коляске лоботряс из Портленда бросает бухать и начинает рисовать карикатуры. В деле обретения должной социальной формы ему помогают добрая девушка и похудевший Джона Хилл с бородой. После «Санденса» критики уже обрушились на фильм: хорошим тоном стало отмечать большую работу, проделанную исполнившим главную роль Хоакином Фениксом, и слащавую режиссуру Ван Сента, но посмотреть все равно надо.

 

«Довлатов»

Реж. Алексей Герман-мл.

Долгожданный долгострой и единственный российский фильм в основном конкурсе, но не первые гастроли Алексея Германа-мл. в Берлине. Прошлая картина «Под электрическими облаками» удостоилась приза за операторскую работу и художественные решения в части интерпретации будущего. В «Довлатове» препарируется прошлое, причем не такое давнее, как в «Бумажном солдате», «Последнем поезде» или «Гарпастуме». Наверняка, у тех, кто хорошо помнит 70-е, к фильму будет много вопросов. После Берлина фильм выйдет в ультракороткий прокат на территории России: с 1 по 4 марта.

 

«Ева» (Evа)

Реж. Бенуа Жако

Поработав с Паулем Верхувеном, Изабель Юппер продолжает искать себя в образе femme fatale. Бенуа Жако экранизирует классический роман Джеймса Хедли Чейза. В начале 1960-х за него же брался Джозеф Лоузи — главную героиню, которая в финале избивает кнутом домогающегося ее писателя, в том фильме играла Жанна Моро.

 

«Время дьявола» (Ang Panahon ng Halimaw)

Реж. Лав Диас

Лав Диас снял смертельную рок-оперу, черно-белый антимюзикл о гражданской войне. В 2016-м он уже побеждал в Берлине с восьмичасовой «Колыбельной скорбной тайне». Новый фильм в два раза короче. Всего 4 часа.

 

«Дочь моя» (Figlia mia)

Реж. Лаура Биспури

Тотально женская история, начало которой было положено на берлинском рынке копродукции. Две матери — родная и приемная — и одна дочь. Надеемся, Соломон им не понадобится. Прекрасная Сардиния в кадре, много солнца и Альба Рорвакер. Больше никаких причин, чтобы посмотреть этот фильм, и не нужно. Впрочем, есть еще и Удо Кир.

 

«Моего брата зовут Роберт и он идиот»
(Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot)

Реж. Филип Грёнинг

Хочется написать: «от создателя „Жены полицейского“», но, кажется, нас ждут потоки нежности. Лето, близнецы (брат и сестра) на пороге окончания школы и неизбежного взросления. Споры о Хайдеггере и разговоры о том, кто раньше потеряет невинность.

 

«Лицо» (Twarz)

Реж. Малгожата Шумовска

Один из главных авторов современного польского кино снимает трагический фарс на тему современной жизни. На границе Польши и Германии строят самую гигантскую статую Иисуса Христа в мире, а тем времене с главным героем Яцеком что-то не так. В несчастном случае он буквально «потерял» свое лицо. И теперь должен стать первым поляком, которому пересадят чужое.

 

«Не в себе» (Unsane)

вне конкурса

Реж. Стивен Содерберг

Стивен Содерберг, несколько лет назад ушедший из кино на сериальную пенсию, вернулся и повышает обороты: за независимой «Удачей Логана» следует еще более независимый (снятый на айфон) хоррор «Не в себе». Главная героиня по сюжету попадает в психушку.

 

«Утёйа, 22 июля» (Utøya, 22. juli)

Реж. Эрик Поппе

Пока Андрес Брейвик отбывает срок с своей трехкомантной темнице с википедией и тренажерами, норвежское кино подбирается к первой игровой интерпретации того, что случилось летом 2011 года на острове Утёйа, где преступник убил 77 человек.

 

«7 дней в Энтеббе»
(7 Days in Entebbe)

вне конкурса

Реж. Жозе Падилья

И еще один фильм про историческую трагедию. Автор сериала «Нарко» предлагает новую версию захвата борта Air France в июне 1976-го.

 

«Музей» (Museo)

Реж. Алонсо Руиспаласиос

Гаэль Гарсия Берналь грабит национальный музей. Вполне реальная история о том, как студенты обчистили в 1985 году главную сокровищницу Мехико, а потом уехали в Акапулько.

 

«Ага» (Ága)

вне конкурса

Реж. Милко Лазаров

Якутское кино в топе. Об этом знают даже в Болгарии, где родился и учился автор «Ага» Милко Лазаров. В Берлине этот снятый на языке саха фильм из бескрайней ледяной Якутии будет отвечать за экзотику. Если бы в титрах была хоть одна российская кинокомпания, можно было бы сказать, что у нас два фильма в основной программе.

Кубрик
Пылающий
Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»