Телефон-нуар — «Голубая гардения»
Публикуем второй эпизод нашего подкаст-сериала, посвященного книге «Телефон-нуар». В каждом выпуске Виктор Мазин рассказывает об одном из нуаров, ставших для него объектом исследования. В данном случае это «Голубая гардения» Фрица Ланга. Ниже — небольшое введение от автора:
Нуар — в первую очередь визуальный стиль, но закадровое пространство в этом кинематографе не менее важно. Достаточно напомнить: голос за кадром — одна из принципиальных черт кино-нуар.
Телефон-нуар купить
Голос по телефону оставляет собеседника за кадром. Нередко получается так, что ни мы, зрители, ни герой не знает, кто там, на том конце провода. Голос по телефону — голос сам по себе, голос в трубке, голос-объект. Для многих фильмов нуар, для многих режиссеров нуар звук необычайно важен. Со звуками из фильмов нуар мне и пришло в голову поработать после выхода в свет книги «Телефон-нуар». В этом смысле можно, конечно, со смехом в духе культуриндустрии назвать мою работу «постпродакшн саунд-трейлерами».
По правде говоря, я не знаю, как назвать то, что я делаю, да мне это не так уж и важно. Не мое это дело. Что это значит? А то, что идентификация приходит извне. Так, как известно, произошло и с американским кино-нуар, которое опознали, отождествили и назвали словом noir французские критики. Так, зачастую происходит в фильмах-нуар, где герою нужны другие люди, которые могли бы сообщить ему, кто он такой.
Эксперименты со звуком совершались не только в момент изобретения звукового кино.
Идея работы со звуками из фильмов родилась весной 2020 года, когда, оказавшись в зоне онлайн преподавания, я стал записывать любимым студентам Факультета свободных искусств и наук, изучающим киноавангард, короткие интер-медиа лекции. Затем, случилось так, что лекция по «Энтузиазму» Дзиги Вертова пришлась по душе сотрудникам ГМИИ имени А. С. Пушкина, и они разместили ее у себя на подкасте.
«Энтузиазм» — фильм, который я бесконечно люблю, а он настолько же важен для киноавангарда, насколько и для музыкального авангарда, для истории индустриальной и шумовой музыки. Сотрудница московского музея имени Пушкина, Алина Стуликова, назвала мой «Энтузиазм!» аудиопутешествием по фильму. Да, это — чудесные слова. Спасибо, Алина. Итак, sound-movie-trip-inter-media лекция! Вот как это называется.
Понятие интер-медиа лекции придумал один из основоположников Fluxus, Дик Хиггинс, и относилось оно к выступлениям Джона Кейджа, которые оказывались в некоем промежуточном пространстве между (inter) музыкой и философией. Это пространство — мое родное.
Словосочетание sound-movie в свою очередь отсылает к горячо любимому мной фильму Die Wochenende Вальтера Руттмана, который вышел в том же 1930 году, что и первый советский тон-фильм Вертова. Эксперименты со звуком совершались не только в момент изобретения звукового кино. Достаточно назвать «Запретную планету» (1956), звук которой не оставил равнодушным многих авангардных композиторов, начиная с того же Джона Кейджа…
Виктор Мазин