Что такое русский блокбастер?
Фильмы, которые делают сборы, появились, так сказать, во плоти. А то раньше о них судачили как о привидениях — вроде бы есть, но никто не видит. В советское время люди пытались увидеть то, что не видел никто — например, Бергмана. Сейчас все наоборот, объектом желания, интереса (как и во всем мире) становится то, что до тебя видели миллионы. Можно сказать, что это — окончательная победа демократии. Наши «блокбастеры» (слово это применительно к нашему контексту я бы все же брал в кавычки) разнообразны по уровню, жанрам, сюжетам. Но у них есть общая черта: бюджет фильма меньше или равен рекламному бюджету. Налицо манипуляция общественным мнением, которая и заставляет людей смотреть эти фильмы. И Первый канал является здесь абсолютным чемпионом. Такое чувство, что они применили методы политической рекламы к продвижению своего продукта и преуспели в этом так же, как прежде в политических технологиях. «Ночной Дозор» показался мне оригинальным по техническим и стилистическим решениям, а «Турецкий гамбит» — совершенно традиционным и вялым. Но выяснилось, что все это не так существенно. Фильмы с новой эстетикой и со старой эстетикой оказались одинаково востребованы, потому что к ним применили одну и ту же рекламную тактику. Зрителю теперь не важно, что он видит в кино, а важно то, что он принимает в этом участие. Зритель тоже является участником этого таинства, и ему — с помощью рекламы — дают это понять. Влияние рекламы на массовое сознание сейчас грандиозно. Я и сам подвержен… Например, когда я живу во Франции, мне безразлична марка моей машины, а приезжаю в Москву — и начинаю думать о том, что, вот, хорошо бы все-таки купить джип. Зачем мне джип, если подумать? Но это если подумать…
Читайте также
-
Цивилизация сосновой иглы — «Зло не существует» Рюсукэ Хамагути
-
Сеанс реального — «Звонарь» Гриши Музурова
-
Молчание вещей — «Пришелец» Ивана Соснина
-
Мой друг Фридрих Эрмлер — «Улыбнись!» Марианны Киреевой
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля