7


Бергман в лучших своих работах разрабатывает мотив заклятия холодного и замкнутого мира. Тарковский тоже предъявлял замкнутость как некий абсолют — как нечто цельное и неделимое: с мистикой, бедой, поэзией, болью. Мир, не только повернутый в себя, но и закрывший за собой дверь. Бергман — тоже человек, закрывающий за собой дверь… Потому, я думаю, Феллини в свое время имел у нас больший успех и оказал на наших кинематографистов несравненно большее влияние — в его фильмах был мир нараспашку, гостеприимно открытый для всякого, кто нуждался в надежде… Вхождение в художественное пространство Бергмана требует труда, особого состояния души, согласной на этот труд и готовой к нему.

Существенной фигурой, образцом в каком-то смысле он стал только для Тарковского. У остального же советского кинематографа, по моему мнению, серьезного романа с Бергманом не получилось.

Что же касается театра, то влияние оказал, скорее, не сам Бергман, а Стриндберг, воспринятый через Бергмана. «Фрекен Жюли», показанная в Москве, была воспринята как некий сгусток чувств: там присутствовали и ирреальность, и сверхнатуралистические мотивы. На сцену фрекен Жюли выходила с сильно набеленным лицом, почти маской, за которой она скрывала не только унижение, но и готовность к самоубийству. Мотив оскорбленности, делающей жизнь невыносимой, звучал в спектакле чуть ли не с первой сцены. Спектакль был близок нам сходным ощущением дисгармоничности мира. После гастролей Драматена в 1989 году, после бергмановской «Фрекен Жюли» прокатилась целая волна спектаклей по Стриндбергу.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: