Орда навсегда
— Сразу ли появилось название вашего фильма — «Миннесота»?
— Сначала сценарий назывался «Отрыв». Мне это название не очень нравилось, и на мое счастье Александр Анатольевич Миндадзе успел доснять свою картину и забрал название туда. Мне с самого начала хотелось назвать фильм «Миннесота», но против этого довольно сильно протестовала студия: была картина «Монтана», и она была малоуспешной (картина Александра Атанесяна). Но мне удалось успокоить продюсера. Я сказал ему, что успех нам и так не грозит.
— Где проходили съемки?
— Жизнь наших героев мы снимали в основном в Ярославле,
— Почему кинематографисты предпочитают снимать за пределами столицы?
— Вы знаете, в Москве невероятно сложно снимать: очень дорого, пробки и вообще колоссальное количество проблем. В Ярославле в этом смысле значительно лучше. В экспедиции снимать, как ни странно, лучше: когда группа выезжает в экспедицию, она живет более независимой, более полноценной в профессиональном смысле жизнью. Раньше я безумно любил все эти поездки. Сейчас, с возрастом стал любить меньше, но, тем не менее, работается там действительно лучше.
— Сценарий претерпел сильные изменения в процессе работы?
— Нет, там были небольшие изменения, не столь существенные. Для меня было принципиально сохранить стиль Миндадзе, его диалог — очень странный, ритмизированный, инверсионный. Его экспрессивная манера мне была очень любопытна. И она во многом диктовала стиль фильма — и ритм, и некую такую взвинченность, и даже способ существования актеров. Во время съемок меня бил колотун: «Что ты делаешь? Это ведь ужас! Что это там Горобченко по моей просьбе так наяривает?» Но
Кадр из фильма Миннесота (2009)
— Меня заинтересовала сцена погони в фильме: два брата бегут друг за другом минут десять. Вы намеренно сделали этот эпизод таким длинным?
— Будь у меня возможность, я бы дал им еще побегать. Это мой любимый эпизод в фильме, его кульминация. Это такая погоня за тем, что ты уже не можешь догнать.
— На съемках вы вместе с оператором бежали за героями?
— Нет, знаете, за этими лосями не угонишься! (смех). Они, надо сказать, молодцы — быстро всему научились. Даже
— Как вы для себя формулируете главную проблему, главное переживание этого фильма?
— Это прежде всего проблема героя Горобченко. Этот человек биологически больше, чем жизнь, которую он ведет. Поэтому у него и бабы две, поэтому у него и спорт, и пьянка, поэтому он существует в таком ритме. И когда появляется эта мифическая Миннесота, жизнь для него заканчивается, потому что ему говорят, что есть возможность попасть в ту жизнь, которой он будет равен. Это история про героя. Дело не в том, насколько он талантлив или неталантлив, просто он очень сильный, очень мощный, несгибаемый, хотя, может быть, и примитивный. Его сила в стихии, в отсутствии компромиссного начала. Второго брата я долго не мог найти. Не хотел известного актера. Мы искали менее засвеченное лицо. Ассистенты мне говорили: «Да ладно, чего ты так паришься? Главный герой у тебя замечательный, а на этого алкаша, который в омут сядет, возьми кого угодно, все на этом строится».
— Вы говорили про естественность характера старшего брата, но при этом он у вас попадает в довольно фантастические обстоятельства: едет на машине, останавливается, выбегает на лед, спасает играючи мужика, угодившего в прорубь, забирается обратно в машину, она не заводится, он бежит, опаздывает. Это,
— Выскочить из машины и походя спасти человека — в этом есть, да, некое преувеличение…
Кадр из фильма Миннесота (2009)
— Вам из двух братьев кто ближе?
— Конечно, я люблю Мишу, старшего брата. Но когда я пересмотрел свой фильм по телевизору, мне показалось, что Пампушный сыграл не хуже, если не лучше. У него есть куски
— По какому принципу вы набирали актеров?
— Трудно сказать. Для роли Михаила, которого сыграл Горобченко, требовалось определенное мастерство. Я вообще не очень люблю мастерство, вот как у актеров, которые демонстрируют свое мастерство. Мне важно, какая на экране личность. И, конечно, актер не должен быть ни в коем случае копией того, кого он играет, в нем должны быть
— А девушек как выбирали?
— А вот таких искали, знаете, чтобы
— Мне понравился момент, когда герой кормит собаку и говорит о том, что клетка ей стала мала. Вы сказали про то, что человек больше, чем его жизнь. Это ведь вещи взаимосвязанные?
— Я считаю, что мы напрасно вставили эту сцену…это
— Крупные и сверхкрупные планы входили в ваш замысел изначально?
— Миндадзе — глубоко нереалистичный сценарист. Эта история только притворяется реалистичной. Это такая сдвинутая кинопроза, я бы сказал. Нормальный быт плохо сочетается с этой драматургией. И поскольку это такая укрупненная история двух людей, которая рассматривается практически под микроскопом, эта движущаяся камера и эти крупные планы очень шли этой вещи.
Кадр из фильма Миннесота (2009)
— Мне очень понравился момент, когда младший брат опускается в снег лицом, потом берет комок снега и ест его.
— Это мизансцена. Ему сказали: «Сделай так и так». А почему? Хрен его знает. Я понимаю, что я хотел выразить. Для меня в этом поедании снега есть некая квинтэссенция его разочарования от пьянки, которая начиналась как примирение и абсолютное слияние, и, как часто бывает, закончилась опустошением.
— Для какого зрителя вы снимали вашу картину? Как вы думаете, кому она может быть интересна?
— Черт его знает. Мне сложно представить, кому это интересно. Когда читаешь фамилию Миндадзе на титульном листе, сразу понятно, что фильм будет интересен немногим. Широкому зрителю все это до лампочки.
— Мне очень понравилась сцена прощания главного героя со своими женщинами. Они одинаково одеты, у них одинаковые аксессуары. Как возникло решение этой сцены?
— Это история про человека, который ищет другую женщину не потому, что разлюбил жену или увлекся
— В фильме рассыпаны мотивы российского кино девяностых годов: паренек из провинциального города хочет уехать в Америку, как в «Брате 2». И в результате получается реквием по мечте, который уже, как мне кажется, не очень актуален.
— Мне кажется, что то, что происходит с младшим братом, характерно как раз для нашего времени, а не для девяностых. В девяностых было больше людей стихийной силы, как старший брат.
— Какую роль в вашем фильме играет провинция?
— Понимаете, мне сейчас была бы уже неинтересна реалистическая история про человека, который мечтает вырваться из провинции, потому что у меня была такая картина — «Игры мотыльков»: молодой парень, рокер считает, что благодаря
Кадр из фильма Миннесота (2009)
— Как Вы стали режиссером? Что послужило толчком?
— Тяжелая наследственность (смех), трагическая. У меня папа режиссер. Несколько последних лет думаю, как мне повезло в этом смысле. В детстве я много бывал на площадках, мне дико нравилась сама эта жизнь. Я понимал, что хочется быть в кино хоть
— С каким актером или актрисой вы хотели бы поработать в будущем?
— У меня нет мечты работать
— У вас есть
— Актер — это не механический исполнитель, безусловно. С другой стороны, то, о чем говорит режиссер, чаще всего касается логики персонажа, сцены. И мне кажется, актерам стоит прислушиваться к этому. Бывают паршивые ситуации, когда актер гнет свою дугу, но все остальные идут в ту сторону, куда им сказано, и начинается некий стилистический и смысловой раскардаш внутри одного фильма. Для артиста бывает очень важно настоять на своем и часто это заканчивается плачевно. А часто режиссер бывает полным идиотом, актера берет на себя и тянет, и получается замечательно.
— Обычно вы снимаете быстро?
— Обычно работа над картиной с момента запуска занимает год или меньше. Сейчас вообще такая тенденция, чтобы все было быстрее. Сейчас и подготовительный период стал очень коротким. И постпродакшн, и съемки пытаются ужать до минимума.
А. Прошкин на съёмках фильма Орда
— Что вы сейчас снимаете?
— Сейчас я не снимаю, я заканчиваю то, что мы сняли прошлым летом — фильм про святителя Алексия. Это для меня такой странный опыт… Мне позвонили из студии православной энциклопедии, которая сняла картину «Поп» с Хотиненко, и предложили поставить картину про митрополита Алексия Московского. У них был запредельно чудовищный сценарий, которым, надо сказать, и они были недовольны. Нам удалось уговорить Юрия Арабова. Он написал сценарий. И сейчас мы эту картину заканчиваем. Называться она будет «Орда».
— Кто у вас генеральный продюсер?
— Сергей Кравец — руководитель «Православной энциклопедии». Сейчас они мучительно думают, что им с этим фильмом делать и на хрена он им сдался, поскольку прокатчики не падают в обморок от восторга и так же, как и про «Миннесоту» говорят, что сюжета нет, мораль не ясна и прочее. Да монголы, кстати, тоже дико много пили. (смех)
— Скажите, а кто вас консультировал по исторической части?
— Ой! У нас было огромное количество консультантов, правда, наш главный консультант попросил снять его фамилию с титров, потому что, слушая его, мы вели себя, тем не менее,
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко