1979. Зеркало для застоя
«Сталкер». Реж. Андрей Тарковский. 1979
Когда профессор Келли предложила мне поучаствовать в конференции, посвященной «застою», я задумался о феномене, который на первый взгляд кажется не требующим никаких пояснений или анализа: это феномен вольных ремейков советской киноклассики рубежа
В процессе подготовки доклада я внимательно прочел книгу Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось», которую справедливо считают поворотной работой в рамках исследования позднего социализма. Должен отметить, что именно на теории, предложенной Юрчаком, основывается ряд моих выводов. Также необходимо оговориться, что все эти выводы не более чем предположения, которые, несомненно, требуют более глубокого анализа.
Итак, речь пойдет о трех фильмах 1979 года.
Первый — это «Экипаж» Александра Митты. Лидер советского проката (картину посмотрели 70 миллионов кинозрителей), пионер жанра
Второй фильм — мелодрама по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях.
И, наконец, третий — это «Сталкер» Андрея Тарковского. Судьба этого фильма, как все знают, была непростой: его начали снимать еще в 1976 году, а затем, под предлогом того, что в лаборатории испортили пленку, отснятый материал был смыт, и режиссер получил возможность полностью переснять картину. Что характерно, не только с другим оператором, но и по другому — восьмому по счету — варианту сценария. Характер главного героя, Сталкера в исполнении Александра Кайдановского, был полностью изменен. По словам Стругацких, брутального героя сделали юродивым. Эта деталь может быть важной для последующих рассуждений.
Жанровое разнообразие фильмов очевидно. Мы имеем дело, как бы сейчас сказали, с «блокбастером» («Экипаж»), камерным зрительским
1979 год, когда вышли картины, для истории позднего социализма принято считать переломным. Именно в этом году происходит резкий скачок цены на нефть (101,4 доллара за баррель), обусловленный исламской революцией в Иране. На следующий год цена достигает исторического максимума, после чего в мировой экономике начинается спад, а в 1986 году цена на нефть резко опускается до 30,76 долларов. Также
Все эти три фильма имеют свои зеркальные отражения в кинематографе
В 2016 году вышел фильм Николая Лебедева «Экипаж», лидер российского кинопроката, собравший 1,5 миллиарда рублей в кинотеатрах. Он снят «по мотивам» советского «Экипажа» (продюсеры купили у «Мосфильма» право на название), но не является прямым ремейком советского хита. В 2013 году в Роттердаме был показан фильм Оксаны Бычковой «Еще один год», поставленный по мотивам не столько пьесы Александра Володина, сколько фильма Павла Арсенова с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой в главных ролях (именно так задача была поставлена продюсерами перед режиссером). Этот фильм удаляется от своего первоисточника (как литературного, так и кинематографического) еще сильнее, чем лебедевский «Экипаж», однако центральная сюжетная коллизия легко угадывается. А за полгода до этого, в 2012 году в венецианской программе «Горизонты» был представлен фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Хотя авторы (режиссер и продюсер) отрицают связь со сценарием Стругацких и тем более фильмом Тарковского, сюжет и даже само название недвусмысленно отсылают к «Сталкеру», первоначальный вариант сценария которого назывался «Машина желаний».
«Сталкер». Реж. Андрей Тарковский. 1979
Действие всех трёх картин перенесено в современность или происходит в современных декорациях (с поправкой на фантастический сюжет фильма «Я тоже хочу»). Эти «вольные римейки» не имеют никакого отношения к восьмидесятническому ретро, образцами которого в нулевые можно считать фильм «Жизнь других», если брать мировой контекст («Оскар» за лучший фильм на иностранном языке), или «Груз 200», если оставаться в российском.1
Обращение к истории позднего социализма и проведение параллелей с современностью с помощью
Лучшие
Рассматриваемые фильмы
Я далек от конспирологических домыслов относительно намеренного обращения современных нам авторов, тем более настолько разных, к одному и тому же даже не периоду, а году в советской истории. Но важно понять, являются ли три этих «вольных римейка» невероятным совпадением, или же в этом удивительно настойчивом обращении к 1979 году можно усмотреть некую болевую точку коллективного бессознательного, или даже нащупать скопление призраков, которые бродят по миру современного российского кинематографа.
Для этого предлагаю последовательно сравнить фильмы и выяснить, что именно повторяется при обращении современных авторов к сюжетам 1979 года.
Темпоральность
«С любимыми не расставайтесь». Реж. Павел Арсенов. 1979
Одним из центральных отличий советских фильмов от современных «двойников» является, безусловно, их темпоральность. Образцовая пара здесь — это фильмы «Экипаж» (1979 и 2016). Для своего времени фильм Александра Митты достаточно радикален. Его первая часть — почти эпическая панорама советского быта, неспешно разворачивающаяся перед зрителем. И только во второй части зритель, вместе с уже хорошо знакомыми героями, переживает катастрофу — аварийный взлет
Радикальна и драматургия «С любимыми не расставайтесь». Первые 22 минуты фильма проходят в коридорах и зале суда, где мы наблюдаем разводящиеся пары. Выделить главных героев, не зная заранее актерского состава, невозможно — более того, их развод показан предпоследним.
Любопытно, что пьеса Володина была впервые поставлена в 1971 году, за восемь лет до выхода фильма. Как и в большинстве других ее постановок, в том числе в позднейшее время, сцены в суде перемежали все действие пьесы.3
В фильме Оксаны Бычковой «Еще один год» мало что сохранилось от самого Володина. Длинного пролога нет (хотя первые кадры фильма — это достаточно долгая панорама московской пробки, то есть вынужденного замедления внутри ускоряющейся жизни мегаполиса), да и развод главных героев показан мельком, и не в начале фильма, а во второй его половине. Таким образом, как и в случае с «Экипажем», драматургическая конструкция фильма «Еще один год» не совпадает с
Таким образом, мы можем говорить об особой темпоральности советского кино, связанного, на мой взгляд, с теорией замедления времени в эпоху позднего социализма. Причем этот особый вид темпоральности характерен не только для радикального авторского кинематографа, но и для жанрового советского кино, в том числе и такого динамического и напряженного жанра, как
В своей книге Алексей Юрчак связывает это замедление времени не только с сознательным решением граждан (желание работать помедленнее, не торопиться с выполнением государственных заданий, получать как можно больше выходных), но и с тем, что время, которое советские граждане проводили «внутри» советской системы, одновременно было временем, проводимом за ее пределами.6 Во всяком случае, драматургия и ритмический рисунок фильмов 1979 года соответствовали, как мне кажется, тому уникальному режиму темпоральности, который был характерен для жизни советского человека в эпоху позднего социализма.
И, пожалуй, самым ярким примером этому может служить другая картина по сценарию того же Александра Володина, которая, по стечению обстоятельств, тоже вышла в 1979 году — это «Осенний марафон». Фильм о человеке, который все время торопится и всюду опаздывает, снят в ритме неспешной лирической комедии.
Болезнь
«Сталкер». Реж. Андрей Тарковский. 1979
Все три фильма 1979 года, несмотря на их жанровое разнообразие, так или иначе касаются темы болезни. Больной ребенок главного героя «Сталкера» — следствие его работы в Зоне. Однако эта болезнь, как мы помним, является одновременно силой и слабостью. Девочка не может ходить, но, как мы узнаем в финале, обладает сверхъестественными способностями.
Болезнь — финал пьесы Володина «С любимыми не расставайтесь»: главная героиня сходит с ума, и для многих зрителей как фильма, так и многочисленных постановок пьесы, самым ярким воспоминанием о володинском тексте является его финал с криком: «Я скучаю по тебе».
В фильме 1979 года по этой пьесе мотив болезни усилен — у нее появляется предвестник. В автобусе, который везет главную героиню в санаторий, едет немолодая пара — мужчина и неизлечимо больная женщина, которой становится плохо в дороге, ее тошнит. Мужчина поясняет, что они испробовали все возможные средства, но ничего не помогло, как не поможет, скорее всего, и поездка в санаторий. В пьесе Володина 1971 года этой пары и этого мотива вообще нет. Нет и санатория — в пьесе действие предфинальных сцен разыгрывается в Парке культуры и отдыха.
Наконец, в финале «Экипажа» главные герои тоже навещают своего командира в санатории. Пилот Тимченко героически посадил самолет, но не прошел медкомиссию и был отстранен от полетов (то есть отправлен на пенсию). После чего с ним случается сердечный приступ, его жена — врач по профессии — вызывает скорую.7 А беременную дочь Тимченко постоянно тошнит — до такой степени, что она даже подумывает об аборте. Сын второго пилота Ненарокова, занимающего место Тимченко в финальной сцене — не может говорить. Чтобы объясниться с миром, он придумывает односложные слова.
Тошнота, неизлечимая болезнь, сумасшествие, инвалидность — тема нездоровья, болезни фоном присутствует в повседневной жизни главных героев во всех рассматриваемых нами фильмах 1979 года.
Герои картины «Экипаж» 2016 года, напротив, патологически здоровы. Это видно не только по кастингу (Данила Козловский и Владимир Машков воплощают на российском экране уверенную маскулинность, чего никак не скажешь о Георгии Жженове или Анатолии Васильеве), но даже и по сюжету — вместо беременной дочери пилота Тимченко, переживающей тяжелый токсикоз, у героя Владимира Машкова
Особенно же показателен финал фильма «Еще один год» и его отличие от классического финала пьесы Александра Володина. Сюжетная схема как будто повторяется — через
И если, говоря о фильме «С любимыми не расставайтесь», мы можем догадываться, что за этим финалом, за этим криком «Я скучаю по тебе» стоит невозможность, отсутствие шанса на соединение, то в фильме 2013 года формально у героев шанс остается, даже если они им и не воспользуются.
Эта разница кажется мне принципиальной и важной: отсутствие шанса и нежелание этот шанс реализовать. Результат при этом один и тот же: герои не будут вместе, семья распалась, катастрофа произошла.
Пара «Сталкер» — «Я тоже хочу» как будто выбивается из этого стройного анализа. Однако если мы внимательно посмотрим на тему болезни в двух этих фильмах, мы увидим интересную инверсию. У Тарковского в Зону стремятся здоровые люди — больна дочь Сталкера. У ее болезни есть изнанка — сверхъестественные способности. По диалогам в фильме мы понимаем, что и болезнь, и эти способности — следствие близости Зоны. У Балабанова, напротив, к Колокольне счастья едут люди глубоко нездоровые, одного из героев буквально выкрадывают из больницы, а у Режиссера, с которым мы встречаемся в финале, сломана рука. Ребенок, который играет в «Я тоже хочу» не главную, но очень важную роль — наоборот, физически здоров и полноценен. Сверхъестественными способностями его наделила не Зона, как в «Сталкере», а ее отсутствие — он рожден после 1991 года, у него нет опыта жизни в Советском Союзе. Подробнее Зону у Балабанова и Тарковского мы сравним чуть позже.
Если предположить, что мотив болезни, повторяющийся в советских фильмах, бессознательно сигнализирует о болезни советского общества, то здоровье героев в их современных аналогах (при повторении их основных мотивов — катастрофы, распада семьи, образования аномальной зоны) может говорить об общественном консенсусе — слепоте, с которой общество воспринимает как внутренние, так и внешние конфликты. У советского человека нет шансов на выздоровление — в то время как у современного российского общества эти шансы есть, но оно ими не пользуется. Напротив, оно воспроизводит матрицу жизни в эпоху позднего социализма в, казалось бы, новых социальных и экономических условиях, миметически повторяя и реконструируя модели прошлого.
Возможно, природа миметического воспроизводства, свойственная российским фильмам, обращенным к 1979 году, связана с проблемой советского общества, которая не была решена в постсоветскую эпоху. После шока
Зона и война
Как было отмечено выше, в фильме Балабанова также, как и в фильме Тарковского, присутствует ребенок со сверхспособностями (его играет сын режиссера Петр Балабанов). Он — учащийся старших классов, и он абсолютно здоров. Автор делегирует ему право на некий метадискурс, внешний по отношению как к героям фильма, так и к системе общественных отношений. Он — предсказатель, он «все знает» — и будущее каждого, кого встретит, и даже где находится магазин, в котором он никогда до этого не был. Ребенок с оптикой бога — с этого начинается фильм Балабанова (напомним, что фильм Тарковского заканчивается на обнаружении сверхспособностей у дочери Сталкера). Он появляется на экране телевизора, а потом встречается главными героями уже в Зоне, куда, подобно им, пришел за счастьем. Именно он предсказывает героям кого «возьмут», а кого нет, кто сам не захочет, а кто не дойдет. Ребенок здесь говорит от имени судьбы, которая распределяет шансы на обладание неким «счастьем».
Забегая вперед, скажем, что счастье по Балабнову — это несмерть, не являющаяся ни смертью, ни жизнью. Это третье состояние в некотором смысле соотносится с теорией Алексея Юрчака о пространстве вненаходимости — теории, которую подробно разрабатывает автор в книге «Это было навсегда, пока не кончилось». Согласно ей, это пространство образовывалось внутри государственного авторитетного дискурса, не принадлежа ему. И его образование, по мнению исследователя, способствовало тому, что советская система так внезапно и так легко рухнула.
Именно желание побега в это пространство, рефлекторная память о нем, на мой взгляд, являются важными в нашей интерпретации появления
Показательно, что категории «жизнь» и «счастье» находятся в оппозиции и у Тарковского. Главные герои, которые в течение всего фильм мучительно пробираются по Зоне в комнату, где должны исполниться их желания, так в нее и не входят. Герой Анатолия Солоницына, Писатель, объясняет, что в этой комнате исполняются сокровенные желания — те, о которых, возможно, мы ничего не хотели знать; исполнение их несовместимо с жизнью (метафорой такой несовместимости в фильме является история учителя Сталкера по кличке Дикобраз, который вернулся из Зоны с кучей денег и повесился).8 Жизнь и смерть являются антонимами «счастья» в равной мере: cчастье находится
Герои Тарковского выпадают из ритуала, который проводит Сталкер. У них нет имен, они — представители двух типов советской интеллигенции: Писатель и Профессор, физик и лирик. Но cо слов Сталкера мы знаем, что до них он неоднократно приводил в эту комнату людей, которые обретали в ней надежду.
Что же произошло и почему герои фильма 1979 года не входят в эту комнату? Возможно, одним из ответов на этот вопрос будут события в Афганистане — безусловно, не они сами, а закономерное предчувствие военного конфликта.9 Мы знаем, что в предыдущих вариантах сценария герои «Сталкера» в комнату заходили. Из пространства «вненаходимости», таким образом, Писателя и Профессора выталкивает, как можно предположить, невозможность в нем более оказаться.10
Кажется, что это пространство могло существовать только в определенный отрезок времени. Юрчак датирует период позднего социализма со смерти Сталина вплоть до Перестройки. Но время с
В своем ключевом монологе Писатель в «Сталкере» произносит: «Раньше будущее было только продолжением настоящего, а теперь будущее слилось с настоящим».
Комната счастья, в которую не заходят герои «Сталкера», для советской реальности 1979 года уже закрыта: пространство «вненаходимости», существование одновременно внутри и вне системы постепенно становится невозможно.12
Заключение
Я говорил об отличиях советских фильмов от их современных «двойников». Теперь важно сказать о том, что
Про Зону как изнанку авторитетного дискурса, который пронизывал жизнь советского человека, было сказано выше. Вслед за Юрчаком, мы предполагем, что Зона — это образование того самого пространства «вненаходимости», которое, будучи обнаружено, приводит к обрушению всей системы и катастрофе.
Распад семьи, как одной из базовых ценностей системы, является одним из предвестников этой катастрофы (о распаде семьи речь идет не только в фильме по сценарию Володина с
Фильмы
«Экипаж». Реж. Николай Лебедев. 2016
Противоречивое устройство жизни общества в период позднего социализма, которому посвящена книга Юрчака, и которую, как говорит автор, нельзя сводить к бинарной системе оппозиций, отражается в фильмах 1979 года с их своеобразной темпоральностью и болезненным фоном.
Однако как и сам политический дискурс
В Советском Cоюзе такое
В фильме Балабанова проводника нет. Можно сказать, что в определенном смысле его роль берет на себя сам режиссер, появляющийся на экране в финале. Это он уводит своих героев в Зону. При этом право на метадискурсивную позицию, на знание будущего он отдает ребенку — единственному герою фильма, родившемуся после распада СССР. Субъекту, лишенному советского прошлого, а потому, казалось бы, не одолеваемому его призраками. Но раньше других оказывающемуся в Зоне, которой он вроде бы не должен принадлежать.
Будущее находится в прошлом — именно об этом свидетельствует появление «вольных римейков» советских картин в
● ● ●
История не повторяется, она как будто остановилась на месте, и место ее остановки трансформируется, как декорации в театре. История стоит и совершает холостые обороты, поначалу едва различимые в общем гуле времени, но с каждым годом слышимые все отчетливей.
Современные двойники картин
В кинематографическом зеркале, которое ставят авторы российских фильмов перед фильмами 1979 года, отражаются события, которые, возможно, еще не произошли. Эти зеркала отражают не события, а их предчувствия. Оставляя шанс, которым невозможно воспользоваться.
Примечания:
1 Подробнее о ретро в
2 Ковалов О.А. «С чего начинается прошлое?…» // «Сеанс» № 33/34 Назад к тексту
3 Автор доклада выражает сердечную благодарность Марине Дмитревской, главному редактору «Петербургского театрального журнала», за неоценимую помощь в работе над текстом доклада. Назад к тексту
4 Сравнение фильма «Сталкер» с фильмом «Я тоже хочу» по этому параметру кажется неуместным, поскольку известно особое отношение Тарковского со временем; хотя это сравнение встраивается в ряд, оно одновременно выпадет из него, так как говорить приходится об особой темпоральности, свойственной режиссеру в целом. Назад к тексту
5 Интересно, что в фильме «Ледокол» Николая Хомерики, который также принадлежит жанру
6 О пространстве «вненаходимости» см. подробнее А. Юрчак, «Это было навсегда, пока не кончилось». НЛО, 2016, гл. 4 «Вненаходимость как образ жизни». Назад к тексту
7 В одном из первоначальных вариантов сценария Тимченко в финале умирал. Назад к тексту
8 У «Сталкера» есть еще один двойник в
9 Этим предчувствием наполнен весь фильм, и это не только ставшие хрестоматийными кадры с проржавевшей и поросшей мхом боевой техникой, не только охраняемый вход в Зону, но и «петля времени», от съемок которой Тарковского отговорили Стругацкие: повторяющийся план заблудившейся колонны военной техники, которая должна была многократно проезжать по Зоне, все время попадая из ниоткуда в никуда. Назад к тексту
10 «Зону из повести Стругацких принято рассматривать как метафору огороженных охраняемых территорий, реально существовавших в Советском Союзе в те годы, „лагерной зоны“, закрытых атомных городов (…) Однако, как нам кажется, Зона Стругацких является изображением не столько конкретных территорий внутри СССР, сколько воображаемого пространства, которое не имело конкретного местоположения и не было отгорожено от „нормальной“ советской реальности, а, напротив, являлось ее неотъемлемой частью. Зона была как бы дополнительным измерением всего „нормального“ советского пространства. Это воображаемое пространство имело парадоксальный статус — находясь повсюду, оно не проявлялось как некий изолированный объект, поскольку само по себе, в изоляции от советской реальности, существовать не могло». А. Юрчак. «Это было навсегда, пока не кончилось». НЛО, 2016. С. 315–316. Назад к тексту
11 В другом варианте периодизации, более общепринятом, эти годы являются частью т.н. «эпохи застоя» — с 1968 по 1985. Назад к тексту
12 Отдельный интерес может представлять связь особой, почти детской наивности советского человека
13 Интересно также, что в 2016–2017 годах выходят два
14 Любопытно, что проводник является также героем фильма «Пьеса для пассажира» Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе; точкой невозврата в этом фильме тоже обозначен 1979 год, когда некогда работавший судьей герой в исполнении Сергея Маковецкого посадил теперь уже успешного предпринимателя на семь лет за «левое производство». Назад к тексту
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты