Чапаев винтовку сорвал со стены
Виктор Тихомиров и Сергей Юриздицкий на съемках фильма
— Ваш
— Началось все в 1992 году, когда я снял на студии у Германа фильм «Трава и вода», который поездил по фестивалям, попал в список лучших картин
— А конкретно с «Чапаевым» как было?
— Было так, что я написал повесть «Золото на ветру», где разные авантюры, всадники в заломленных папахах, и прочие отзвуки мальчишества. Чапаев застрял в голове, как и у всего советского народа, и я не смог его обойти. Сочинял параллельно сценарий и книгу, решая в литературе и некоторые постановочные моменты. Закончил книгу, начал предлагать знакомым великим продюсерам, с которыми вижусь в обычной жизни, на днях рождениях и так далее. Все они отвечали похоже, мол, завтра же прочту, но вообще кино дело убыточное, нечего и браться. А тут еще так совпало, что мы с Юфитом купили вместе камеру, да плюс перманентный кризис, полно безработных актеров , да приятели среди звезд. И главное, я сам уже так ясно видел будущую картину, что решил: сниму хоть один день на свои, а там дальше видно будет. И тут же стали слетаться ангелы: сначала моя бывшая ученица Вика Логинова пообещала мне миллион рублей, одноклассница соколовская подкинула средств, Сергей Юриздицкий, с которым мы прежде снимали картину про Полину Осетинскую, согласился бесплатно помочь. А потом у меня в мастерской появился Вячеслав Заренков, директор ЛенСпецСМУ, с которым мы прежде сделали совместно две полезные книги
Съемки фильма
— «Чапаев» напоминает истории из девяностых: собрались друзья и ну кино делать…
— Ну,
Съемки фильма Чапаев-Чапаев. Реж. Виктор Тихомиров. Фото: Надежда Тихомирова
— Зачем Вам было переиначивать великий советский киномиф: делать из Петьки девушку, топить вместо Чапаева Анку и прочее?
— Проще прямо обвинить меня в эксплуатации мифа. Но это право каждого сочинителя, вопрос лишь в качестве результата. необходима творческая уверенность. Я, конечно, рискую. Это похоже на намеренный диссонанс в музыкальном произведении. Все прекрасно знают, кто такой Петька, и вдруг раз — а это совсем и не Петька… И задремавший зритель тут же проснулся. Увидев девушку, переодетую мужчиной, он тут же вспоминает и «Гусарскую балладу»,
Я себя все время ставлю на место зрителя или читателя: что было бы мне самому интересно? Во мне жив мальчик одиннадцати лет, который зачитывался Гоголем и одновременно книжками про шпионов. Я и нигу
Съемки фильма
— Если судить по книжке, то вы играете на территории двух жанров: народный сказ в том, что касается истории самого Чапаева, и второй пласт — пародия на советский детектив.
— Возможно. Но, видишь ли,
Я не очень люблю термин «постмодернизм». Ведь сам прием, когда нарушаются границы, далеко не нов. Взять Андрея Рублева, нарисовавшего ангела в круге, но пятка этого ангела вылезает за границу круга. В искусстве нужно время от времени освежать восприятие, сбивать с ритма, размешивать застоявшееся болото. Но и о традициях забывать нельзя — плода не будет. Сергей Курехин однажды играл фортепианный концерт в Финляндии, взял вдруг посередине произведения заблеял, полез под рояль, прочитал сказку, а потом вылез и продолжил виртуозно играть. Едва ли этот поступок был совершен в рамках
Съемки фильма
— Чапаев — это, по сути, советский миф в мифе: образ сначала создан Фурмановым на бумаге, потом докручен в фильме Васильевых. На кого вы ориентировались: на литературного Чапая или персонажа, сыгранного актером Бабочкиным?
— Я за Фурманова раза три принимался, но дальше пяти страниц так и не продвинулся. Такой язык. (Хотя, вообще, Чапаев — персонаж удивительный: с одной стороны, был верующим и чуть ли не на священника учился, с другой, герой Первой мировой с полным бантом Георгиевских крестов на груди…)
Для меня, конечно, в первую очередь, важен именно фильм братьев Васильевых, который бессознательно у всех нас в голове существует как реальность. В этой картине есть гипнотический эффект, ОТ некоей истерии, когда главный герой впадает в экстатическое состояние. Это завораживало зрителя, особенно, простого человека из народа. А усиливала этот эффект щемящая музыка Гавриила Попова, которая стоит в картине, на первый взгляд, совершенно невпопад, и, при этом, за душу берет. А ведь надо понимать, что картина снята в
Съемки фильма
— Возвращаясь к Чапаеву, чем он лично Вас так влечет? Это ж герой, по сути, без свойств: лихой, по простодушному мудрый, заговоренный, вот и всё, в общем.
— Да, это то, что Лев Гумилев называл пассионарностью. Чапаев — сгусток обаятельнейшей энергии, как это видно по фильму Васильевых. Правильно Шинкарев подмечает в моем небольшом фильме «Чапаев, Фурманов, Митьки»: Чапай всегда оказывается не прав в отличие от комиссара, который говорит дельные вещи. Но зато он талант, то есть от Бога и все верят его вытаращенным глазам и растопыренным усам. Как поет Гребенщиков, «кто мог знать, что он провод, пока не включили ток». Его энергия захватывает массу и тащит за собой. Стоит заметить, что, начиная с Троцкого и Ленина, включая Муссолини и Гитлера и вплоть до Жириновского публичная истерика многим кажется содержащей некую высшую истину. Она скорее резонирует с толпой, и та проникается доверием и даже любовью. На самом деле тут не обходится без демонов, которые подле талантов вьются и, в нечапаевской части картины, я это отчасти разоблачаю. Поэтому параллельно с образом собственно Чапаева, отдельно существует образ артиста, эту роль исполняющего. И, конечно, во всех частях картины — вечная тема любви.
Читайте также
-
Черная неделя жанрового кино
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини