Что не так на картинке?
![](/img/blog/2013.05/zima_guide12_01.jpg)
Зима, уходи!. Мастерская Марины Разбежкиной, 2012
Важнейшие политические фильмы прошлого года — «К Мадриду» Сильвана Жоржа и «Нападение на демократию» Ромуальда Кармакара — запечатлевают рождение политической речи (discourse). У Кармакара немецкие интеллектуалы говорят о надвигающейся волне экономического кризиса и утверждают, что человеку в XXI веке необходимо заново осмыслить свое место. Эту мысль подхватывают протестующие на площади Мадрида у Жоржа, прежде чем схлестнуться в жестокой драке с полицией. Разбежкина утверждает, что речь — самое недостоверное, что может быть в человеке, и призывает учеников фокусироваться на человеческой пластике и жестах. «Зима, уходи!» — это слэпстик, ведь политическое в России лишено содержания. Фильм начинается одной из самых эффектных акций оппозиции под названием «Большой белый круг» — участники вышли на московское Садовое кольцо и замкнули круг длиной в 15,6 километров. Нет речей, лозунгов и плакатов: левые, националисты и либералы стоят, взявшись за руки.
![](/img/blog/2013.05/zima_guide12_02.jpg)
Зима, уходи!. Мастерская Марины Разбежкиной, 2012
Это карнавальный фильм: название ему дала песня, которую поют участники одного из митингов, сжигая чучело — ведь масленица! Мы видим молодых людей на Болотной площади, они водят хоровод и поют детскую песенку. Потом оказываемся на пропутинском митинге — там тоже танцуют. «Мы зажигаем?» — спрашивает со сцены миллиардер Прохоров. Механика танца во всем: подготовка, раздача листовок, конспирация, споры. Здесь свои заклинания, считалки, пароли, даже тосты на вечеринках: «Россия без Путина!».
Карнавал превращается в мистерию. Pussy Riot врываются в Храм Христа Спасителя с панк-молебном «Богородица, Путина прогони». Сам Путин цитирует перед многотысячной толпой «Бородино» Лермонтова, призывая сторонников умереть под Москвой. В сектантской общине Нижнего Новгорода начинает мироточить икона с его ликом, и матушка Фотиния тяжело вздыхает: «Как же тяжело ему управлять такой большой страной, где столько сумасшедших людей!»
![](/img/blog/2013.05/zima_guide12_03.jpg)
Зима, уходи!. Мастерская Марины Разбежкиной, 2012
Авторы фильма намеренно не выбирают, по какую сторону баррикад встать, зорко наблюдая за всеми. Крайне холодно показаны лидеры оппозиции. «Мы не забудем и не простим», — ритуально завершает очередное интервью Алексей Навальный. «Ну, за правое дело», — встает из-за стола левак Удальцов. Совершенство фильма в его монтаже — точном и неспекулятивном. «Зима, уходи!» вводит целый сонм героев: часть из них окажется главными, другие так и останутся на периферии взгляда. «Мы просто хотим честности», — в отчаянии произносит девушка, видя фальсификацию на избирательном участке. И эти слова — самое важное из произнесенного в «Зима, уходи!», поскольку они полностью объясняют, почему вдруг десятки тысяч до сих пор аполитичных людей выходили на улицы несколько месяцев подряд. Авторы безжалостно показывают, как застыл протест: после монтажной склейки появляется Прохоров, который профанирует требование девушки с участка: «Что касается честности, выборы с самого начала были нечестными, когда я согласился в них участвовать».
![](/img/blog/2013.05/zima_guide12_04.jpg)
Зима, уходи!. Мастерская Марины Разбежкиной, 2012
С несправедливостью трудно бороться хороводом, просто взявшись за руки. В финале звериная жестокость полиции вносит коррективы в идеализм. Но фильм тем не менее остается буквальной иллюстрацией теоретических построений Бахтина, представлявшего смеховую культуру как сплав трех составляющих: обрядово-зрелищных форм, словесных произведений и фамильярной речи, — противостоящих официальной идеологии эпохи; на тех же трех китах покоится и «Зима, уходи!».
«Смех — самая сильная форма в искусстве», — утверждает Разбежкина. Смех важен: не зря даже «Вишневый сад», одно из самых грустных произведений русской литературы XX века, атрибутируется автором как комедия. Но пусть комедийная форма не даст обмануть: «Зима, уходи!» — не кино о конкретном митинге и конкретных политических событиях, а редкой точности, печали и энциклопедичности наблюдение о том, как устроена русская жизнь на протяжении не одного столетия.
![](/img/blog/2013.05/zima_guide12_05.jpg)
Зима, уходи!. Мастерская Марины Разбежкиной, 2012
Я смотрел «Зима, уходи!» четырежды. Первый раз в черновом виде еще до инаугурации Путина на третий президентский срок, к которой было приурочено завершение фильма. Второй раз в Локарно, где состоялась мировая премьера. Переполненный зал, Pussy Riot на обложке Libération, на обсуждении очень молодой юноша задает наивный вопрос: «Может, показать ваш фильм ООН, они же должны как-то помочь?» Третий — в охваченном яростными митингами ноябрьском Лиссабоне. И, наконец, перед написанием этого текста. При каждом просмотре фильм менялся. В апреле при первом знакомстве казалось, что политическая «зима», вынесенная в заглавие, отступит очень скоро, и картина напоминала моментальный снимок той эйфории. Теперь вчерашнее actualité зацементировалось, стало фактом истории, пульсирующая новостная хроника превратилась в time capsule, зафиксировавшую не события, а настроение, дух, пластику и лица тех дней.
С такой же фотографической точностью описал начало XIX века Герцен, процитированный в «Береге Утопии» Томом Стоппардом: «Ты помнишь, в детстве были такие картинки-загадки… Вроде бы обыкновенные рисунки, но с ошибками — часы без стрелок; тень падает не в ту сторону; солнце и звезды одновременно на небосводе. И подпись: «Что не так на картине?» Твой сосед по парте исчезает ночью, и никто ничего не знает. Зато в парках подают мороженое на любой вкус. Что не так на картинке? Братьев Критских забрали за оскорбление царского портрета; Антоновича с друзьями — за организацию секретного общества, то есть за то, что они собрались у кого-то в комнате и вслух прочитали памфлет, который можно купить в любой парижской лавке. Молодые дамы и господа скользят лебедиными парами по катку. Колонна поляков, бряцая кандалами на ногах, тащится по Владимирской дороге. Что не так на картине?»
Со временем мало что меняется в России.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино