Хроника кино. 2005 год


Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.

Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократических новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.

Авторы:

Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)

 

12 января

СK РФ продает акции Киноцентра на Красной Пресне за шесть миллионов рублей. Такое решение принимает внеочередной пленум Союза кинематографистов. Никита Михалков и Михаил Швыдкой дают гарантии располагающемуся в Киноцентре Музею кино, что он не будет выселен из здания, пока не найдется новое. Однако меньше чем через год Музею все-таки приходится покинуть Киноцентр, перейдя в режим «бродячего» существования: фонды и научных сотрудников благодаря личному вмешательству Карена Шахназарова приютит «Мосфильм», а знаменитые кинопоказы будут время от времени проходить на чужих площадках. А. Е.

Февраль

Премьера «Горы самоцветов» в Суздале. На X ОРКФ в Суздале показывают первые одиннадцать серий амбициозного проекта продюсера Александра Татарского — анимационного сериала по мотивам сказок народов России и ее ближайших соседей. Вместо истории с линейным сквозным сюжетом, общими героями и единым дизайном авторы делают сборник, состоящий из самостоятельных сказок. Для работы над короткометражками приглашают лучших постановщиков и художников не только из России, но из Украины и Белоруссии. Они работают в подходящей для сюжета технике: рисованной, пластилиновой, кукольной, перекладке. Увидев готовые фильмы, профессионалы заговорят о возвращении на экран старых союзмультфильмовских традиций, казавшихся навсегда утраченными. Всего будет снято 67 серий по 13 минут каждая. Л. М.

Февраль

Проходит первый фестиваль «Кинотеатр.doc». Площадка — Театр. doc. В программу включены игровые и документальные фильмы, в том числе самодеятельные. Главной задачей организаторы объявляют выработку новых критериев экранной достоверности и этой лабораторной цели достигают: появляется новое поколение авторов, одновременно с ним формируется публика. Если в первый год фильмы конкурса производят шокирующее впечатление откровенностью физической реальности, то спустя четыре года многие приемы «действительного» или «реального» кино воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а дебютировавшие тогда режиссеры снимают уже большое кино. Фильмы «Кинотеатра. doc» формируют эстетику десятилетия. А. С.

2 февраля

В Роттердаме показывают «Прямохождение». Самым «нормальным» своим фильмом, который при желании могли бы и по ТВ показать, Евгений Юфит закрывает трилогию о безумных экспериментах и кинопроект некрореализма в целом. Отходя от некрофильской фетишизации стилистики «великого немого», он как будто топором и ржавой иголкой заново кроит язык кино звукового и нарративного; результат напоминает неповоротливое разлагающееся чудовище Франкенштейна. О смерти некрореализма заговорили еще при жизни соратника Юфита Владимира Маслова, но разве способно умереть то, что не было живым? А. А.

6 февраля

Фильм «4» получает главный приз Роттердамского кинофестиваля. Бескомпромиссный дебют Ильи Хржановского о дублях, свиньях и вечной русской хтони, снятый по сценарию Владимира Сорокина, приносит молодому режиссеру целый ворох наград, международное признание и, несмотря на некоторые сложности с получением прокатного удостоверения, успех на родине. Этого хватит, чтобы запустить самый масштабный и загадочный долгострой в новейшей истории российского кино — «Трудно быть богом» уже вышел, а «Дау» еще нет. В титрах фильма три оператора — постановщик предыдущих картин по прозе Сорокина Александр Ильховский (на его счету «Москва» и «Копейка»), а также Шандор Беркеши и Алишер Хамидходжаев, чьи работы во многом определят визуальный облик всей «новой российской волны». Критики также отмечают необычную работу звукорежиссера Кирилла Василенко. А. А.

17 февраля

«Солнце» в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Третья часть сокуровской тетралогии власти (остальные три — «Молох», «Телец», «Фауст»), как и два прошлых фильма, — интеллектуальный и субъективный отчет о роковой фигуре XX века. Японский император Хирохито ради спасения собственного народа отказывается от божественного статуса и подписывает мирный договор с США. Из конфликта сакральной властной вертикали и личного измерения человеческой жизни Сокуров выстраивает многоуровневую трагедию. В. С., А. А.

22 февраля

Выходит фильм «Турецкий гамбит». Самая успешная из акунинских экранизаций — очевидно, в силу контраста скользкой интриги с солнечной балканской экзотикой. Козни врагов строятся не в сине-черной гамме сумеречного Петербурга, а в приятных глазу ландшафтах Южной Европы — что приблизит кинокомикс к золотому стандарту «Индианы Джонса», «Тинтина» и «Лоуренса Аравийского». Расцветив действие фесками, дирижаблями, дуэлями и сбитыми пулей подсолнухами, режиссер Файзиев покажет, насколько в этом жанре интуристовская картинка важнее правды характеров. Сериальские звезды Балуев и Куценко в ролях Скобелева и Измаилбея воскресят в памяти праздничные телепоказы «Принцессы Турандот» с народными артистами в дурацком гриме балаганных злодеев. Их комикование скрасит даже промах с выбором главного исполнителя: всенародным Фандориным Егор Бероев не станет, но фильм от этого не проиграет нисколько. Д. Г.

23 апреля

На YouTube загружен первый видеоролик. Вскоре сайт станет самым популярным ресурсом онлайн-видео — нового жанра визуальной культуры, доступного каждому, у кого есть видеокамера (то есть со временем вообще каждому). Вместе с Vimeo он превратится в канал дистрибуции для любительского кино и даже для индустрии: собственные каналы на YouTube появятся у киностудий, телеканалов и других медиа. А. К.

15 мая

Умерла Наталья Гундарева. Ее утонченная классическая женственность в советском кинематографе роковым образом оказалась синонимом женской обыкновенности: «простая женщина», она же «сладкая женщина». В профессиональном арсенале актрисы крестьянские мадонны соперничали с загадочными безбровыми дамами Ренессанса, но играла она преимущественно доярок, буфетчиц, кустодиевских купчих, поварих, воспитательниц, горьких разведенок и многодетных матерей. Целевая аудитория, удовлетворенно идентифицируясь с узнаваемо пышнотелыми и еще более узнаваемо несчастными гундаревскими героинями, бессознательно льстила самой себе. От неистовства «Леди Макбет Мценского уезда» до горечи «Осеннего марафона» Наталья Гундарева играла мучительную и вечную женскую историю, это священное: «У тебя там правда — всё?» И была в этой боли такая тонкость, что не слишком счастливые ее зрительницы доверяли своей актрисе, как никому другому. Л. Ш.

26 мая

Выходит фильм «Жмурки». Единственная настоящая комедия в фильмографии Алексея Балабанова — почти капустник, в котором автор, открывший бандитскую тему в русском кино, сам же эффектно ее закрывает. «Бригада» пыталась облагородить русский криминалитет по американскому образцу, но Балабанов безжалостен к своим героям: он снимает не про гангстеров, а про уркаганов. Дмитрий Дюжев, в «Бригаде» игравший интеллигентного Космоса, здесь двигает челюстью, вращает глазами и с трудом соединяет слова в предложения. Никита Михалков изображает пахана в малиновом пиджаке, Андрея Панина сжигают в камине, на титрах играет «Чудесная страна» группы «Браво» из «Ассы». Так открывается культурная рефлексия о девяностых, за которыми скоро закрепится эпитет «лихие». А. К.

2 июня

«Кинотавр» меняет продюсера. Спустя пятнадцать лет Марк Рудинштейн покидает созданный им фестиваль. С уходом Рудинштейна заканчивается романтический период «Кинотавра», который постепенно превращается в важную для развивающейся российской киноиндустрии деловую площадку. С 2005 года во главе попечительского совета фестиваля — Александр Роднянский, в тот момент возглавляющий медиахолдинг СТС, а генеральным продюсером станет Игорь Толстунов (заместитель гендиректора СТС). Ситоре Алиевой, до сих пор занимавшейся международным конкурсом, предлагают пост программного директора. С ее приходом «Кинотавр» отказывается от международной программы, расширяет деловую часть: семинары, мастер-классы, со временем появляется отдельная программа питчингов. Теперь в Сочи проходит и кинорынок. Значительно вырастает бюджет смотра. Одна из важнейших составляющих нового «Кинотавра» — короткометражный конкурс, победители которого нередко на следующий год приезжают в Сочи с полным метром. В 2011 году структура управления фестиваля снова меняется: во главе попечительского совета встает Федор Бондарчук, Роднянский становится президентом, Толстунов уходит. А. К., В. С.

20 июня

«Пыль» показывают на ММКФ. Фильм творческого объединения «СВОИ-2000» — режиссера Сергея Лобана, сценариста Марины Потаповой и оператора Дмитрия Моделя, — снятый на DVCAM всего за три тысячи долларов, половина из которых, по легенде, ушла на гонорар Петру Мамонову, партизански подрывает привычную систему кинопроизводства. Под видом фантастической драмы «Пыль» представляет «энциклопедию русской жизни», где пассивный не-герой Алеша, движимый желанием вернуть свое идеальное тело, подаренное ему на миг в ходе эфэсбэшного эксперимента, проходит кругами глухоты, цинизма и абсурда постсоветского общества. Песня Виктора Цоя «Перемен!», исполненная в финале на языке глухонемых, звучит издевкой над напрасными надеждами поколения «Ассы». К. Б.

23 июня

«Космос как предчувствие» показан на ММКФ. Лучшие сценарии Миндадзе — об инфернальном, до смертоубийства, притяжении недобрых мужчин. В фильме Алексея Учителя пассионарий, готовящий себя к космосу, копирует внешность, ухватки и стиль сверхчеловека, готовящего себя к бегству за кордон. Мотив двойничества умножен тождеством имен исполнителей (Евгений Миронов и Евгений Цыганов) и обменом сестрами-пампушками в одинаковых наколках в исполнении актрис с ритмически схожими именами Ирина Пегова и Елена Лядова. Метафизическое сходство крайнего патриота с крайним изгоем на десять лет предвосхитит великий интеллигентский раскол 2014 года и переведет его на непознаваемую околоземную орбиту. Финальные титры озвучит великая песнь вечного выбора меж Родиной и свободой: «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна». Д. Г.

12 августа

Создана компания «Дирекция кино». Она появляется на волне успехов «Дозоров», ее основатель — продюсер Анатолий Максимов, бывший заместитель генерального директора Первого канала, более десяти лет курировавший кинопоказ и кинопроизводство. Помимо службы на Первом, на счету Максимова работа в Музее кино, публикации в «Искусстве кино» и «Киноведческих записках». Стратегией компании станет производство высокобюджетных фильмов — лидеров российского проката. Несмотря на уход Максимова с Первого канала, его продюсерский тандем с Константином Эрнстом не распался, и в титрах многих амбициозных проектов они неизменно значатся сопродюсерами. К. Ш.

2 сентября

«Вокальные параллели» показывают в Венеции. Жанр фильма режиссером Рустамом Хамдамовым определен как фильм-концерт. Но традиционный советский жанр с участием оперных артистов превращен здесь в гротескное зрелище посреди казахских степей и под конферанс Ренаты Литвиновой. Фактически это первая работа тайного классика, вышедшая в ограниченный прокат (его дебют «В горах мое сердце» остался неоконченным и был утерян, «Раба любви» закрыта, «Анна Карамазофф» арестована продюсером). А. К.

4 сентября

«Дело о мертвых душах» на НТВ. Сериал по сценарию Юрия Арабова требовал от режиссера-постановщика соблюдения той меры художественного вкуса, которая не позволила бы фантасмагории скатиться в клоунаду. К сожалению, Павел Лунгин увлекся игровой стихией истории; зазор между замыслом и воплощением оказался слишком большим, чтобы зрители могли его не заметить. Пожалуй, режиссерский почерк можно разглядеть только в снайперском кастинге — Деревянко, Хабенский, Гармаш и Абдулов теперь прочно вписаны в российскую гоголиану. И. П., К. Ш.

6 сентября

Обращение в защиту Музея кино на Венецианском фестивале. Открытое письмо подписано 27 кинематографистами, в числе которых режиссеры Александр Зельдович, Андрей Звягинцев, Алексей Федорченко, Илья Хржановский, Бахтиёр Худойназаров, Сергей Лозница и Марина Разбежкина. Группа фильма «Гарпастум» распространяет обращение по пресс-боксам. От выселения Музея кино из здания на Красной Пресне эта акция не спасет. А. Е.

10 сентября

Фильм «Первые на Луне» получает приз в Венеции. Жюри программы «Горизонты» остроумно присуждает награду за лучшую документальную работу ленте Алексея Федорченко о вымышленном советском покорении космоса в 1930-е годы. Самый яркий российский фильм в жанре мокьюментари на 95 % состоит из фальшивой хроники, в очередной раз провоцируя на размышления о категориях подлинного и поддельного в связи с кино; осознанное уничтожение границ между ними составляет один из главных процессов в мировом кино нового века. А. К.

25 сентября

«Молоко» Игоря Ковалева получает Гран-при в Оттаве. Работа уникального автора, одного из организаторов студии «Пилот» удостаивается приза одного из престижнейших анимационных смотров — Ottawa International Animation Festival. Ковалев становится единственным мультипликатором в мире, трижды получавшим эту награду. Предыдущие его фильмы, отмеченные форумом, — «Его жена курица» и «Птица на окне». Л. М.

29 сентября

«Девятая рота» Федора Бондарчука выходит в прокат. Выход проекта сопровождается масштабной рекламной кампанией, которая делает его кассовым хитом. Фильм о шестом чувстве империи — враждебном общечеловекам и таком понятном туркам с англичанами. Об инстинкте солдата и доле товарища мужчины — гимн которому пел даже бог либертарианцев Окуджава. Дюжина юных бойцов вспоминает одну на всех голую девочку и по одному гибнет в чужих песках со своим чудо-атаманом — роль которого режиссер Бондарчук чудесным озарением взял на себя. Вышел национальный Афган-фольклор, взятый каналом РЕН ТВ в обойму ежеквартальных показов в очередь с «Братом» и «Сестрами». «Я спросил ее: “Зачем идете в гору вы?” — но русская армия на Гиндукуше отмолчалась. Знай рубила ступени: “Ни шагу назад!”» — благословленная носителем русского императива Станиславом Говорухиным. Д. Г.

29 ноября

В Британии показывают третью часть «Рожденных в СССР». Первая часть совместного с британцами документального проекта Сергея Мирошниченко (именно они придумали формат 7up, в котором героев снимают каждые семь лет) была сделана еще в СССР в 1990 году: для нее было выбрано двадцать детей из разных социальных групп, городов и республик. Спустя семь лет будет сделана и четвертая часть — о 28-летних героях. От продолжения режиссер отказываться не собирается. А. С.

30 ноября

Кинозалы Музея кино прекращают работу. Несмотря на международную общественную кампанию, Министерство культуры не считает нужным вмешиваться в ситуацию. Вопреки обещаниям, новое место для Музея так и не найдено, хотя освободить помещения на Красной Пресне потребовали еще летом. Фонды Музея кино переезжают на «Мосфильм». Музей становится кочевым — показы теперь будут проводиться на разных площадках, готовых предоставить свои залы. В России больше нет своей постоянной синематеки. А. К.

8 декабря

Умер Георгий Жженов. Ровесник Андреева, Алейникова и Кадочникова, он реализовался в кино на три десятилетия позже: после четырех эпизодических ролей (в том числе в «Чапаеве») был арестован за шпионаж в пользу США и изъят из профессии на семнадцать лет. В ссылке играл со Смоктуновским в Норильском драмтеатре, после — в «Берегись автомобиля». Приобретенная жесткость сделала его незаменимым в ролях тренеров, летчиков и генералов — в том числе госбезопасности («Путь в “Сатурн”», «Меченый атом»). Во «Всей королевской рати» играл Вилли Старка, в «Лекарстве против страха» — милицейского генерала Шарапова (того самого подросшего Володю). Объединить линии изгойства и патриотизма удалось в тетралогии о резиденте. Балладу «Я в осеннем лесу пил березовый сок» пел его партнер Ножкин — но звучало как про него. Д. Г.

Читать дальше: 2006-й


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: