Режиссер кинематографа — Из книги «Карьеры для женщин», 1920
Сегодня — исторический курьез в рубрике «Чтение». В американском сборнике 1920 года «Карьеры для женщин», где скрупулезно перечислены все мыслимые варианты профессий для дам — от птичницы и частной сиделки до геолога и коронера, есть два пункта, которые касаются кинематографа: режиссер и редактор титров. Публикуем перевод рекомендаций для будущих режиссеров, написанных знаменитой Идой Мэй Парк, которая начала свою кинокарьеру в середине 1910-х.

Описание профессии и необходимая квалификация
Призвание режиссера-кинематографиста требует настолько глубокого знания искусств и наук, экономики и человеческой природы, что описать его крайне трудно. Помимо почти безграничных умственных способностей от режиссера требуется несокрушимая телесная крепость. Пожалуй, именно поэтому так мало режиссеров, имеющих постоянный успех — как мужчин, так и женщин. Но, принимая сказанное во внимание, можно констатировать, что на успех в этой профессии могут с какой-то долей уверенности рассчитывать любой мужчина и любая женщина.
К тому же, поскольку по сей день в профессии работает лишь две заметных женщины-режиссера, можно действовать свободно.
Я не упомянула о необходимости иметь развитый драматургический инстинкт, это очевидно. Наверное, именно этот инстинкт в первую очередь определяет, добьется ли кинорежиссер признания. Как и актерское искусство, способность к режиссуре — врожденный талант, но ее можно до какой-то степени и воспитать тренировками, соответствующим чтением и средой. Но опять же, как и в случае с актерами, приобретенное искусство не может сравниться с природным, оно всегда будет лишено искры гениальности. С самого начала производства, когда сюжет отливают в форму сценария, режиссер — руководитель работ, доминанта, именно от ее (хоть я сейчас обращаюсь не только к женщинам) драматургического чутья зависит тот неуловимый фактор, что либо вознесет картину к вершинам совершенства, либо низвергнет в мусорную кучу для многочисленных штамповок.
Второе по значимости — иметь взгляд художника, картина постоянно должна быть идеально выстроена с точки зрения ракурса, композиции, компоновки. Наша главная цель — прежде всего зрительное удовольствие.

Необходимая подготовка
Поскольку требуются бескрайние знания во всех областях, образование должно быть общим. Полезным будет обучение в колледже, если оно не сосредоточено на отдельной теме в ущерб остальным. Вся индустрия кинематографа молода, ценить в ней хорошую режиссуру начали так недавно, и насколько я знаю, пока нет курсов, обучающих технической стороне дела. Работу с камерой, световые эффекты, и прочие сто и одну полезную мелочь придется осваивать уже в ходе работы на студии. К несчастью, попасть на должность ассистентки или ученицы очень сложно.
Возможность карьеры
Оказавшись в деле, претендентка на роль режиссера получает безграничные возможности. Это и вполовину не так самонадеянно, как звучит. Об идеальной киноленте пока приходится лишь мечтать, и индустрия развивается со скоростью развития умов, направляющих ее. До недавних пор выдающиеся умы кинематографом блистательно пренебрегали, но сейчас под наше знамя стекаются новобранцы, и новобранцы образованные, что не замедлит принести результат, то есть хорошие картины.
Финансовый доход
Финансовые возможности тоже безграничны. Для состоявшегося режиссера тысяча долларов в неделю — заработок небольшой. Его можно назвать минимальным. Максимального же предела нет.

Преимущества и недостатки
Пока идет производство, отдыха нет. Восьмичасовой рабочий день не для режиссера. Работа зачастую продолжается до глубокой ночи, порой — всю ночь, после чего вас ждет еще один такой же день. У вас есть считанное количество недель, долларов и актеров, вы в постоянном нервном и телесном напряжении, которое не отпускает до завершения работы. Постоянные помехи способны исчерпать самое прочное терпение. Режиссеру нельзя терять лицо, она не должна выказывать и толики раздражения, иначе рискует провалить фильм. Во всем мире нет коллектива более сложного для управления, чем актерская труппа. Когда наступает долгожданный отдых, он длится не более двух-трех дней. Я в первый раз за шесть лет взяла десятидневный отпуск и даже сейчас щупальца гигантского кино-моллюска тянутся ко мне и вот-вот утащат из отпуска назад в пучину студии.
Если говорить о естественной приспособленности женщин к роли режиссера, то наше большое преимущество состоит в эмоциональности и фантазии. К тому же, поскольку по сей день в профессии работает лишь две заметных женщины-режиссера, можно действовать свободно. Однако роль режиссера лишь для той, кто закалена и полна решимости. Подождите, пока профессия не выйдет из стадии зародыша, пока не разовьется система, которая снимет с одних плеч чудовищный груз ответственности. Верю, что когда придет это время, для женщины не будет призвания чудеснее.
Ида Мэй Парк
Режиссер-кинематографист
Willis & Inglis, Лос Анджелес, Калифорния
Перевод Павла Гаврилова
Читайте также
-
«Трудно быть богом» — Фрагмент книги «Придумай мне судьбу»
-
Григорий Козинцев — Портрет в пейзаже времени
-
Лишний великий актер
-
Великая сушь — Иннокентий Смоктуновский в роли дяди Вани
-
Гамлет спустя шестьдесят лет — К столетию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского
-
Перспектива — Фрагмент книги «Три кита операторского искусства» Левана Пааташвили