“Свои” Дмитрия Месхиева


Когда в самом начале фильма «Свои» гусеница атакующего танка на крупном плане расплющивает голову бойца — просто не можешь не ждать от ленты «обжигающей правды». Но черты сурового народного эпоса оказываются здесь на удивление внешними — авторы быстро заводят привычную для социалистического реализма «игру в поддавки» с ее простыми ответами на сложные вопросы. Истинные историки давно уже не бьются в падучей от одного слова «власовец». Тем страннее, что в постижении «жизни под немцами» мастерский и изобразительно мощный фильм не продвигается дальше либеральных схем полувековой давности. Подцензурный фильм 1944 года «Нашествие» еще мог поразить призывом простить вчерашнего «врага народа» за то, что этот вроде бы замкнутый и колючий человек в душе является советским патриотом. В фильме Месхиева старостой при немцах служит некогда репрессированный мужик, но само предположение, что этот симпатичный и рассудительный герой Богдана Ступки воюет с советской властью из идейных соображений, отметается с порога. Он «хороший» здесь потому, что в душе — патриот и вообще «прячет наших», держит связь с партизанами, а повязку старосты носит чуть ли не «для маскировки». Сергей Гармаш играет здесь тупого, истеричного и звероватого «чекиста» — истошно орет, повсюду подозревает измену и то и дело хватается за оружие. Посмеиваясь над «грубой работой» этого темного дуролома, фильм мягко подталкивает к выводу, что истинным «Штирлицем» является здесь проницательный и основательный староста, работающий на «незримом фронте» не в пример тоньше и эффективнее. Кажущийся поначалу эпатирующим, фильм оказывается удивительно благонамеренным, а его заключительный кадр, где фигура скромного героя Ступки словно сливается с родными просторами, напоминает раздумчивый, исполненный лирического пафоса финал телеэпопеи «Семнадцать мгновений весны».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: