Фестивали

Суздальфест-2018: Анимация памяти


ЗНАЕШЬ, МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?

 

 

Фильм-победитель в полнометражной номинации.

Нетривиальное для нашей анимации решение — полнометражный документальный мультфильм, возникший из рассказов грузинского художника и сценариста Резо Габриадзе о своем детстве и взрослении в Кутаиси. Картина филигранно передает атмосферу послевоенного советского мироустройства через детали самого разного масштаба: плакатных вождей, библиотечную крысу Ипполита, свистящего Молотова, военнопленного немца-этнографа, через балетные сцены и другие образы, увиденные глазами маленького мальчика.

В конкурсе полнометражной анимации этот фильм конкурировал с персонажами совсем иных жанров: сказочными богатырями, фиксиками, Снежной королевой и даже Петром с Февронией — и был признан лучшим. Непростой и не ориентированный на широкую зрительскую аудиторию, «Знаешь, мама, где я был?» — честная, глубокая и многогранная работа.

 

А КАК НАШИ КОСМОНАВТЫ

 

 

Галина Голубева долгое время работала художником на студии «Пилот», где занималась созданием пластилиновых фильмов и заставок цикла «Гора самоцветов». В 2016 году она поступила на режиссерские курсы «Союзмультфильма», и теперь создала один из наиболее примечательных фильмов студии.

В картине тесно сплетаются архивное интервью Юрия Гагарина и фольклорная песня жительницы Белгородской области Марии Яковенко по мотивам гагаринского полета. Две повествовательные линии иллюстрирует фантасмагорический визуальный ряд — оживший лубок, в котором три крестьянина отправляются выращивать неслыханные урожаи на просторах бескрайнего Космоса.

 

ВИВАТ, МУШКЕТЕРЫ!

 

 

Жонглирование смыслами и нарративами — определяющая черта анимации как визуального искусства. Способный режиссер соединяет в ткани одного мультфильма образы из параллельных вселенных, и эти образы комфортно сосуществуют в одном пространстве. Антон Дьяков в новом фильме проделывает подобный эксперимент, создавая калейдоскопический мир, населенный падкими до женщин кардиналами, мушкетерами робин-гудного строя, шок-рокершей Бабой Ягой и Змеем Горынычем с душой ребенка.

Это еще одна работа «Союзмультфильма», которая удивительным образом стала частью альманаха «Веселая карусель». Цикл, которому в следующем году исполнится полвека, возвращается к статусу экспериментального полигона по обкатке новых драматургических и визуальных решений.

 

RAIN MOMENTS

 

 

Наблюдение за облаками — верный источник вдохновения всякой творческой личности, и неизменный повод для размышлений. Со стороны кажется, будто наблюдающий за облаками прокрастинирует, но как знать: быть может, за этим легкомысленным действием таится решение проблем, будоражащих человека.

Режиссер Роман Верещак через наблюдение за облаками пытается дать ответ на вопросы, один другого смелее: как получается дождь, на чем путешествуют рыбы и можно ли вырастить друга? Легкая акварельная техника мультфильма подхватывает настроение человека, который решил взглянуть на небо.

Сериалы — отсюда вышел режиссер — противопоставляются миру авторской анимации, хотя уже давно эти два полюса объединены в своеобразный перетекающий инь-ян. Вот и Роман Верещак, представив на фестивале авторскую короткометражку, одновременно участвовал в сериальном конкурсе с восхитительным пилотом нового сериала «Кошка Бяка и хороший мальчик», создающегося на студии «Паровоз».

Привлечение режиссеров из авторского мира стало нормой для коммерческой анимации. Вот и лучший по версии Суздаля-2018 сериал «Фееринки» про жизнь домовых феечек создан Натальей Березовой — создателем неунывающего поросенка из памятной по фестивалям «Моей жизни».

 

ДАЧА, ПРИШЕЛЬЦЫ, ОГУРЦЫ

 

 

В советское время анимационное образование на регулярной основе давал только ВГИК. В восьмидесятые годы к нему присоединились Высшие курсы сценаристов и режиссеров, из которых вышли лидеры среднего поколения режиссеров-аниматоров — Александр Петров, Михаил Алдашин, Иван Максимов и другие. Затем на основе анимационного отделения Высших курсов появилась Школа-студия ШАР, на длительное время ставшая главным инкубатором режиссеров-аниматоров постсоветской России.

Двухполюсное устройство анимационного образования — ВГИК vs ШАР — долгое время казалось незыблемым. Первым символом нового порядка мог стать Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, в котором несколько лет преподавал Константин Бронзит. Но уход мэтра из питерского вуза, казалось, вернул ВГИКу и ШАРу разделенную монополию на качественное образование. Нынешний Суздальфест показал, что ненадолго.

Московская Высшая школа экономики (ВШЭ) давно перестала заниматься только экономикой. Став вузом широкого гуманитарного профиля, ВШЭ заинтересовалась творческими специальностями и стала развивать, в том числе, и анимационное образование.

На Суздале-2018 были впервые представлены фильмы, созданные в пространствах ВШЭ. Флагманом новой киношколы и эстетической перестройки стала работа «Дача, пришельцы, огурцы» 19-летней Екатерины Михеевой. Ломаные линии, резкие углы изображения, фантасмагория образов и контрастные вкрапления цвета ощущаются как футуристический пульс будущего российской анимации.

 

БИРЮК / ПЕРВЫЙ ГРОМ

 

 

Пока в Москве и Петербурге клокочет и кипит анимационная жизнь, Екатеринбург спокойно и планомерно снимает кино с особым «свердловским» шиком, находящим воплощение в эстетике и тематике. И именно он привечается на международных фестивалях, становится символом российской анимации за рубежом.

Таков «Бирюк» Полины Федоровой — дебютная работа ученицы Оксаны Черкасовой стала единственным российским участником основного конкурса короткометражной анимации престижнейшего фестиваля в Анси. История о том, как одна непослушная девочка решила больше не баловаться перед сном, даже взрослого зрителя надоумит слушаться бабушку.

Противовесом эсхатологии «Бирюка» стал лиризм «Первого грома» Анастасии Мелиховой. Музыкальная фантазия о пробуждении от зимней спячки — тоже дебют. На этом фильме аниматором работала феноменальная Анна Буданова. Ее последняя режиссерская работа, «Среди черных волн», два года назад буквально загипнотизировала мировые фестивали.

 

СУЕТА СУЕТ

 

 

Алексей Туркус и Алексей Шелманов задумали снять фильм по мотивам шагаловского мира еще четверть века тому назад, в 1993-м году. Был создан пилотный ролик, но далее фильм застопорился и постоянно переносился «на потом», пока в 2011 году Шелманова не стало. Алексей Туркус решил не бросать фильм и завершил его, посвятив памяти друга и отметив его сорежиссером.

Еврейский колорит и теплый юмор определяют интонацию этой работы, получившей высшую награду Суздаля-2018 — Гран-при короткометражного конкурса. Провинциальный городок, где все знают друг друга «испокон веков», живет своей размеренной, но крайне насыщенной жизнью, становясь экуменическим зеркалом человечества. И никакой суеты, только вечная жизнь.

 

ТЕОРИЯ ЗАКАТА

 

 

Фильм Романа Соколова — своеобразная медитация, погружающая зрителя во вневременные состояния. Главный герой выполняет важную работу: пока все спят, он заботится о пробуждении Солнца и наступлении нового дня, в свете которого случатся и рождения, и смерти. Неминуемый закат здесь — лишь повод задуматься о рассвете.

Гипнотизм фильма оказался непреодолимым: картина завоевала Спецприз жюри, Приз кинокритиков и Приз мэтров.

 

Мастер-класс Михаэля Дюдок де Вита

 

 

Гостем Суздальского фестиваля стал Микаэль Дюдок де Вит — классик мировой анимации, создавший эпохальный фильм «Отец и дочь». Мэтр провел трехчасовой мастер-класс на основе своего последнего творения, полнометражной «Красной черепахи». Строение кадра, полеты диагоналей, изгибы линий, динамизм морских обитателей и статика приморских камней на необитаемом острове буквально подчиняли себе участвовавших в мероприятии российских аниматоров.

Sensitivity — вот тот рецепт, которым руководствуется де Вит, создавая свои работы. Чувственность и чувствительность к окружающему пространству стали настоящим нервом Суздальского фестиваля и объединили большинство представленных на нем работ.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: