Управление «К», или С чего начинается Родина?


Нет, этот текст — не про чекистов.

Он — о культуре.

Даже, вернее, так: о Культуре (огромная просьба к тем, кто собрался хвататься за пистолет, чтение прекратить).

Чтобы заговорить сегодня о Культуре, нужно бы иметь инфоповод. Инфоповодом, как правило, служат новости печальные. Что-то вроде закрытия московского Музея кино, продажи (лучше сноса) исторического здания и так далее. Тогда буква «к» повышается до прописной. Прописные истины пьют как боржом при отвалившихся почках.

Бесславные ублюдки. Реж. Квентин Тарантино, 2009

Пора признаться: инфоповода у меня нет. Есть несколько фактов, ни один из которых букву «к» в заглавную не превратит. Вчера, например, Председатель комитета по культуре города Санкт-Петербурга Д. Д. Месхиев освободил от занимаемой должности директора кинотеатра «Родина» А. Караваеву. Ну и кого из читателей этот факт может заинтересовать? В одном местном информагенстве вяло написали пару слов о том, что бывший режиссёр и председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга планирует в новой должности осуществить свой давний план по слиянию Дома кино и кинотеатра «Родина» в единый фестивальный центр (видимо, с большой буквы «Ф»). Ещё один режиссёр дал по этому поводу комментарий, что с таким хозяйством господину Месхиеву сподручней будет возродить в Петербурге Всесоюзный кинофестиваль. Так и сказал — «сподручней».

Тоже мне новости.

А в конце прошлого года два великих режиссёра дали одной федеральной газете комментарий по поводу назначения Д. Месхиева на новый высокий пост. У продвинутой общественности пару дней ушло на перепосты в социальных сетях, этим и ограничились.

Но вернёмся к «Родине». Непетербуржцам, наверное, стоит пояснить, что в последние годы детский городской кинотеатр «Родина» фактически замещал отсутствующий в городе Музей кино. И главным его отличием от большинства остальных городских площадок была внятная репертуарная политика.

Здесь, пожалуй, пора расстаться с интонацией фельетониста, и рассказать о репертуарной политике тем, кто мало знаком с устройством российского кинорынка. Многие удивляются, почему в нашей стране при немалом количестве залов, наше кино, особенно наше авторское кино, почти ничего не собирает в прокате. Оставим за скобками качество фильмов (есть плохие, есть хорошие, есть шедевры). Проблема в том, что между экраном и зрителем, кроме автора, существует ещё один посредник — это директор кинотеатра. И, чтобы понять особенности российского кинопроката, нужно знать, кто этот человек. Условно говоря, что он ест на завтрак. Итак, как правило, это солидные предприимчивые дамы. Перед большинством из них стоят две простые и благородные по-своему задачи: удержать своё дело на плаву и заработать деньги. Самый лёгкий путь к их выполнению — это закупать на кинорынках пакеты американских фильмов, которые обеспечивают репертуар и гарантированно приносят прибыль. Рисковать, то есть ставить в свою репертуарную сетку что-то посложней американских или российских блокбастеров, готовы единицы. Нет здесь для риска ну совершенно никакой мотивации. Поэтому, кроме площадок в Москве и Петербурге, а также двух с половиной кинотеатров по России, никто и не рискует. И, в отсутствии госполитики, прокатчикам приходится мотивировать директоров кинотеатров по-своему. Мой товарищ, например, регулярно заносит коробочки конфет и шампанское в бухгалтерию одного петербургского кинотеатра, поэтому его «нестандартные» фильмы периодически появляются на афишах.

Отличие «Родины» от большинства площадок в городе заключалось в том, что она не начиналась с коробки конфет. Только за последний год там было как минимум два события, на которые ходила, например, вся редакция журнала «Сеанс» в полном составе — это фестиваль «Film noir. Другая сторона Голливуда» и фестиваль «Гражданин мира Орсон Уэллс» (подробный список событий смотри в приложении). Показывали с плёнки, приезжали киноманы из других городов.

Бесславные ублюдки. Реж. Квентин Тарантино, 2009

Исчезновение с карты города «Родины» с её репертуаром (который зависит именно от директора кинотеатра), уверен, радикально поменяет культурный климат в городе. Но эти пока неуловимые изменения станут видны не скоро (хотя, говорят, весной «Родину» закроют на реконструкцию, а мы все понимаем, что это значит).

Вполне допускаю, что в новом едином фестивальном центре будут показывать хорошее кино. И всё-таки, это слияние, даже за вычетом мотивов личной выгоды (говорят, в плане реконструкции есть ресторанные комплексы, а это известное хобби нынешнего председателя комитета по культуре) и сведения личных счетов (господин Месхиев говорил об объединении двух кинотеатров ещё в 2008 году, но тогда городское правительство поддержало А. Караваеву, выступавшую резко против инициативы руководителя СК), никак нельзя оценить положительно. Ведь именно сетевая политика, политика поглощения и слияния, убивает альтернативный кинопоказ. Тенденция эта, впрочем, характерна не только для кинематографа, но и для культуры вообще. Например, в больших книжных сетях тоже продают хорошие книги — заявляю ответственно, как владелец книжного магазина. Но, чтобы рынок жил и развивался, кроме больших сетей ему нужны маленькие книжные магазины со своей ассортиментной политикой. Чтобы у нас появился рынок авторского кино, нужно сделать ещё очень и очень многое. Но первое необходимое для этого условие — нельзя ломать то, что уже построено.

Кроме рыночных аргументов, впрочем, есть и гуманитарные. Билеты в «Родину» стоили от 80 до 200 рублей, и неравнодушное к искусству кино петербургское студенчество там фактически ночевало (на ночных нон-стопах в «Родине» регулярно были полные залы). А репертуар был составлен так, чтобы молодёжь могла смотреть с плёнки и современное кино, и киноклассику. То есть, кроме коммерческой составляющей, пусть не в полном объеме, присутствовала и образовательная. При том «Родина» не была убыточной: в прошлом году киноцентр перевыполнил план по прокату на 5 миллионов рублей.

Чтобы было совсем понятно: это история не про то, как уволили одного, пусть очень хорошего, менеджера. Вступиться хочется за зрителя, который смотрел в «Родине» фильмы на плёнке. А зрители «Родины» — это наши авторы и наши читатели, то есть, грубо говоря, это мы. Это нам в очередной раз показали, что наши потребности, наши интересы никто не собирается учитывать — даже если они не требуют, как говорят эффективные менеджеры, вложений и, наоборот, приносят прибыль.

Смена директора кинотеатра — событие ординарное, на инфоповод никак не тянет. Но когда-то один французский деятель культуры в ранге министра тоже освободил от должности директора Парижской синематеки. Чем эта история закончилась, мы знаем.

 

 

 

Проекты международного фестивального агентства Tour de Film в киноцентре «Родина» (2008–2012)

Ежегодно, с 2008 года

Манхэттенский фестиваль короткометражного кино. Крупнейший в мире смотр короткого метра.

С 2008 по 2011 год

Проект «Немое кино + Живая музыка». В рамках проекта было показано более трёх десятков классических немых фильмов под аккомпанемент самых интересных музыкантов Петербурга: «Жертвы моря» (первый цветной фильм в истории кино), «Фауст» Фридриха Мурнау, «Усталая смерть» Фрица Ланга, «Приключения принца Ахмеда» Лотты Райнигер, «Аэлита» Якова Протазанова и другие. В роли тапёров выступали: Виктор Сологуб, Владимир Волков, Андрей Сизинцев, Алексей Рахов, группа Billy’s Band.

Фестиваль «100 лет Голливуду: Немое кино + Живая музыка». С февраля по ноябрь 2010 года в рамках фестиваля были показаны: «Нетерпимость» Дэвида Гриффита (тапёр — Андрей Суротдинов), «Малыш» Чарли Чаплина (тапёр — Александр Лыгун), «Плоть и дьявол» с Гретой Гарбо в главной роли (тапёр — Владимир Волков) и другие фильмы. При поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

С 2008 по 2009 год

Международный фестиваль музыкального видео Museek. Единственный в России профессиональный фестиваль music video.

В 2012 году

Программа «История кино: Мюзикл». Лучшие мюзиклы золотого века Голливуда с участием Фреда Астера, Джинджер Роджерс, Джуди Гарлэнд, Руби Килер, Дика Пауэлла и других.

В 2011 году

Фестиваль «Гражданин мира Орсон Уэллс». Первая в Петербурге ретроспектива легендарного режиссёра. При поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства Linoleum. Tour de film выступил соорганизаторами в проведении первых показов одного из лучших анимационных фестивалей России в Петербурге.

Фестиваль «Кино Дании: От Дрейера до наших дней». Показы шедевров Карла-Теодора Дрейера «Страсти по Жанне д’Арк», «Вампир» и двух программ современного датского короткого метра.

Фестиваль «Film noir. Другая сторона Голливуда». Первый в России фестиваль фильмов нуар. При поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

В 2010 году

Фестиваль немецкого кино. Организатор — Немецкий культурный центр им. Гёте. Tour de Film — PR-поддержка.

Фестиваль «Джаз + Кино». Эксклюзивные показы фильмов о джазе и джазменах, снятых профессиональными музыкантами и режиссёрами: «Гай и Мэдлин в парке на скамейке» Дэмиена Чэзелла и «Кумиры среди нас» Майкла Ривоиры. При поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Фестиваль «Кино Дании». Первые фильмы мэтров датского кинематографа Ларса фон Триера, Томаса Винтерберга, Кристоффера Боэ и уроженца Исландии, Дaгура Кaри. Соорганизаторы: Датская национальная школа кинематографии и Датский институт культуры Дании в Санкт-Петербурге при поддержке Датского Института Кинематографии, Королевского Генерального Консульства в Санкт-Петербурге.

В 2009 году

Программа «безУМНАЯ анимация». Соорганизатор — фестиваль Cartune Xprez (США).

Ретроспектива Маши Годованной.

Гастроли Международного фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене. Гастроли этого крупнейшего немецкого кинофестиваля приурочены к празднованию 55-летия фестиваля. При поддержке Немецкого института им. Гёте в Санкт-Петербурге.

Фестиваль швейцарского короткометражного кино Swiss Short Films. Первый в Санкт-Петербурге и России. Специально для показов в Северной столице программы составили авторитетные швейцарские кинофестивали Shnit Short Film Festival и Lausanne Underground Film & Music Festival.

Фестиваль французского кино в Санкт-Петербурге. Tour de Film — PR-поддержка, перевод и субтитрирование.

Ранее

Программы российского экспериментального кино «Усталый снег». Куратор Маша Годованная.

Международный фестиваль короткометражных фильмов Moves (Великобритания).

Международный фестиваль экспериментальных фильмов 700IS (Исландия).

Международный фестиваль анимационных фильмов ReAnimacja (Польша).

Международный фестиваль короткометражных фильмов Aurora (Великобритания).

Лондонский международный фестиваль анимации LIAF (Великобритания).

Фестиваль независимого кино Alternative film/video (Сербия).

Международный фестиваль анимационных фильмов Balkanima (Сербия).

Специальная программа современного сербского кино от Academic Film Center (Сербия).

Программа фестиваля Кинотеатр.doc (Россия).

Ретроспектива работ Глюкли и Цапли (Россия).

Фестиваль экспериментального кино Director Lounge (Германия).

Международный фестиваль короткометражного кино в Лилле (Франция).

Ретроспектива работ Кита Сэнборна и Пегги Ауэш (США).

Программа Electric Forest от фестиваля Avanto (Финляндия). При поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге.

Кинолекция Дэвида Джеймса «Независимое кино Лос-Анджелеса: Влияние Голливуда». Совместно с СIC ArtsLINK (Cанкт-Петербург).


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: