Послание его святейшества Иоанна Павла II к 29-му всемирному дню средств массовой коммуникации


Тема: Кино — средство распространения культуры и духовных ценностей

Воскресенье, 28 мая 1995 г.

Дорогие братья и сестры!

В этом году по случаю Всемирного дня средств массовой коммуникации я хотел бы предложить вам задуматься о роли кинематографа в распространении культуры и духовных ценностей. Как вы, несомненно, знаете, в нынешнем году весь мир отмечает столетие возникновения этого особого выразительного средства, получившего широкое распространение, а в наши дни ставшего столь общедоступным.

Церковь не раз подчеркивала значение средств массовой коммуникации для распространения и укрепления гуманистических и религиозных ценностей (ср. Пий XII, Miranda prorsus, 1957) и особую ответственность, которая ложится на всех, кто работает в этой непростой отрасли. Учитывая рост и развитие средств коммуникации за последние десятилетия, Церковь осознает как заложенную в них опасность манипулирования общественным сознанием, так и возможности разумного использования этих средств для проповеди христианства.

Как я говорил в Послании, опубликованном по случаю Всемирного дня средств массовой коммуникации в 1989 году, «сегодня перед Церковью стоит вопрос не о том, способен ли обыкновенный, рядовой человек воспринять религиозную проповедь, а о том, как наилучшим образом использовать средства массовой коммуникации, чтобы с максимальной полнотой передать суть евангельской проповеди».

В наше время кинематограф стал одним из самых распространенных и уважаемых средств массовой коммуникации. Очень часто он способен воздействовать на общество, влиять на его выбор. И особенно это касается молодежи, поскольку в кинематографе основную роль играют не столько слова, сколько конкретные события, выраженные языком образов; а это — мощное средство воздействия на зрителей и на их подсознание.

Хотя со времени изобретения кинематографа некоторые его проявления подчас подвергались критике и вызывали неодобрение со стороны Церкви, киноискусство зачастую исследует чрезвычайно важные темы, имеющие большое значение с этической и духовной точек зрения.

Мне хотелось бы вспомнить, например, многочисленные фильмы, в которых были представлены евангельские события, Страсти Христовы и жития святых. Эти фильмы и сейчас еще можно найти в киноархивах, их используют во многих епархиях, приходах и религиозных организациях: и для просвещения прихожан, и для разнообразия их досуга, и для религиозного воспитания. Из этого истока возник обширный религиозный кинематограф, оказавший значительное влияние на множество людей, — пусть даже с течением времени слабости этих фильмов неизбежно становятся все заметнее.

Общечеловеческие и религиозные ценности, заслуживающие всяческого внимания и похвалы, часто присутствуют не только в тех фильмах, которые непосредственно апеллируют к христианской традиции, но и в киноискусстве других культур и религий. И это тоже подтверждает важность кинематографа как способа культурного обмена и общения. Он побуждает к открытому и вместе с тем вдумчивому подходу к реальности, чуждой нашему воспитанию и менталитету. Он помогает преодолевать расстояния, возвышаясь тем самым до уровня истинной культуры, которая представляет собой «особое измерение существования и бытия человеческого» (Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному дню средств массовой коммуникации, 1984).

Всех, кто работает в области кино, я хотел бы призвать к тому, чтобы они всегда помнили об этом важнейшем культурном элементе. Потому что создание бессодержательных фильмов, нацеленных исключительно на то, чтобы привлечь и развлечь как можно больше зрителей, не отвечает глубинным потребностям и устремлениям человеческой личности.

Как и всякое средство массовой коммуникации, кино может внести гигантский вклад в культурное и гуманистическое развитие личности. Но оно также может послужить и средством угнетения и попрания свободы, — особенно в отношении слабых духом, — если оно искажает истину (ср. Пий XII, Miranda prorsus, 1957) или отражает негативные типы поведения, показывает сцены насилия и секса, оскорбляющие человеческое достоинство, и «ради привлечения зрителей потакает низменным страстям» (Иоанн Павел II, Послание ко Всемирному дню средств массовой коммуникации, 1981). Такой безответственный подход разлагает зрителей, побуждает к подражанию и ведет к самым пагубным последствиям, о которых мы каждодневно читаем на страницах газет. Здесь неуместно говорить о свободе творческого самовыражения — как напоминает нам Евангелие, только Истина может сделать человека свободным (ср. Ин 8. 32).

Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашего общества: слишком уж часто именно из кинопродукции (а также из газет и телевидения) черпаются негативные модели поведения. Что и заставляет меня вновь обратиться к тем, от кого зависит киноиндустрия, с настоятельным призывом: стремиться в своей работе к ответственности и профессионализму. А также и к зрителям — критически воспринимать все возрастающий поток медийной продукции (в том числе и кино) и точно различать, какая ее часть может способствовать росту, а какая — нанести вред.

Когда кино в соответствии с одной из основных своих целей показывает нам нас самих, оно должно опираться на реальность, давая нам возможность задуматься о конкретных условиях нашей жизни. А значит — должно побуждать к размышлениям о наших социальных обязанностях, к осуждению любой дискриминации, насилия, войны и несправедливости. За свою столетнюю историю киноискусство много раз обращалось к проблемам, которые неизбежно волнуют всякого, кому небезразлична судьба человечества. Оно провозглашает те самые ценности, которые дороги Церкви, и напрямую способствует их распространению при помощи весьма эффективного и легкодоступного средства (ср. Пий XII, Идеальный фильм, 1955).

Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, особенно важно задать себе определенные вопросы. Не прятаться от проблем, а искать ответы и решения. В этом контексте, безусловно, нельзя не воздать должное кинематографу — его месту и значению в жизни общества. И все же я хотел бы призвать всех деятелей кинематографа, — сколь бы велика или мала ни была возложенная на них ответственность, — чтобы они полностью осознавали, какое огромное влияние оказывают они на общество. И помнили о той миссии, которую они призваны выполнять в наше время, когда во всем мире остро необходимо утверждать мир и терпимость. Говоря об этом, я хочу всего лишь напомнить о тех ценностях, что составляют сердцевину величия человеческого духа, данного каждому из нас Богом-Творцом.

Те, кто работает в области кинематографа, чутко реагирующего на все события в жизни общества, должны всегда быть открыты для восприятия окружающей реальности и для диалога с ней. Они должны акцентировать в своих фильмах наиболее значительные ее стороны, должны заставлять зрителя думать, — поскольку именно такой подход способствует сближению разных культур и народов и приносит всем добрые плоды.

Но даже те фильмы, которые несут гуманистические идеи и способствуют духовному росту зрителей, еще должны быть правильно поняты. А для этого необходимо заботиться о просвещении зрителей, об их знакомстве с киноязыком: ведь в кино реальность часто бывает представлена не прямо, а с помощью системы символов, не всегда легких для понимания. Очень хорошо, если уже школьные учителя обращают внимание на эту проблему, учат школьников правильному восприятию кинообразов и постепенно развивают у них критическое отношение к тому виду искусства, который ныне стал неотъемлемой частью нашей культуры. Ибо «применение технологий массовой коммуникации имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и чтобы применять его для благих целей, необходимы прочные нравственные ценности и способность к разумному выбору: и у отдельных, частных людей, и у власть имущих, и в обществе в целом» (Aetatis Novae, 1992).

Пока еще свежа память о высказываниях и размышлениях, сопровождавших отмечавшийся недавно Год семьи, я считаю очень важным напомнить родителям, что им тоже доверена обязанность воспитывать детей: приучать их к сознательному чтению и к осмысленному восприятию кинофильмов, которые каждый день приходят к ним в дом благодаря телевидению и видеомагнитофонам, пользоваться которыми сегодня, кажется, умеют даже малые дети.

Говоря о необходимости воспитывать зрителей, нельзя забывать о социальной составляющей кинематографа, в которой таится немалый потенциал: обмениваясь мнениями, кинозрители учатся искусству диалога. А для молодежи были бы очень полезны киноклубы, где под руководством квалифицированных специалистов можно научиться выражать свои мысли и выслушивать других в ходе мирного и конструктивного обмена мнениями.

Завершая это послание, я не могу не сказать о том, какие требования вопрос о кинематографе ставит перед всеми, кто называет себя христианами, кто ясно сознает свою особую миссию в этом мире — проповедовать среди своих современников Евангелие, благую весть об Иисусе Христе, «всеобщем Спасителе».

Кино с его громадным потенциалом могло бы стать мощным средством христианской проповеди. Церковь призывает режиссеров и всех участников кинопроцесса, называющих себя христианами и работающих в сложном, ни на что не похожем киномире, всегда действовать в соответствии со своей верой, проявлять инициативу, зачастую требующую — даже в области кинопроизводства — мужественных поступков: чтобы благая весть о спасении для каждого мужчины и каждой женщины благодаря их профессионализму была явлена миру еще ярче.

Церковь считает своим долгом предлагать всем, и в первую очередь молодежи, ту духовную и моральную поддержку, без которой едва ли возможно достойно осуществить свое предназначение. При необходимости Церковь должна предпринимать конкретные меры, поддерживать и ободрять всех, кто в этом нуждается.

С надеждой, что мои слова побудят людей задуматься и напомнят им об ответственности перед обществом, от всего сердца посылаю благословение всем, кто трудится в кинематографе, выполняя каждый свою задачу, — как и тем, кто пытается использовать кинематограф в подлинно культурных целях: для полноценного роста каждого человека и общества в целом.

Из Ватикана, 6 января 1995 г., праздник Богоявления.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: