Интервью

Поколение керлинга


Мартин Лунд и Рубен Торкильдсен на фестивале в Карловых Варах


Главной темой фестиваля в Карловых Варах, стала депрессия в самых различных проявлениях, и поговаривают, что ваш фильм жюри отметило потому, что он выбивался из общей депрессивной массы. Вы сами чувствуете усталость зрителей и критиков от депрессивных мотивов в кинематографе?

Мартин Лунд: Да, жюри отметило, что слишком много фильмов уделяло внимание инцесту, депрессии, преступлениям… А наша картина тоже достаточно серьезная, хотя и снята в комическом ключе. Юмор — хороший способ сказать о серьезном. За иронией прячется грустная сторона жизни. Думаю, зрителям это понятно.

В одном из эпизодов звучит кавер-версия песни Уитни Хьюстон…

М.Л.: Эта песня была прописана в сценарии задолго до того, как Хьюстон умерла. Просто случайное совпадение.

Почти мужчина. Реж. Мартин Лунд, 2012


Вы сказали, что «Почти мужчина» — фильм о поколении, которое в Норвегии зовется «поколением-керлинг». Откуда взялось такое определение?

Рубен Торкильдсен: Наши родители пытались убрать все препятствия на пути своих детей, терли под нами поверхность, словно игроки в керлинг — лед, чтобы мы легко скользили по жизни. В 50-х Норвегия была бедной страной, а потом, в 70-х, мы нашли нефть, и все изменилось. Наше поколение стало первым поколением, которое могло думать о чем-то кроме выживания. Мы росли с родителями, у которых было время заботиться о своих детях, и они заботились даже чересчур. Вообще, в Норвегии все поколения как-то называются.

А перед вами какое было?

Р.Т.: Оно носило имя одного из лидеров политической партии, который был популярен после войны. Потом было поколение, названное почему-то Next, а сейчас вот пришло «поколение серьезных». Эти молодые люди, смотря «Почти мужчину», говорят, что никогда не будут вести себя так, как наш главный герой. Они знают, что делать со своей свободой. Мы, как и наш герой, не знали.

Почти мужчина. Реж. Мартин Лунд, 2012


Вы ориентировались на какие-то другие фильмы о тридцатилетних, смотрели что-то перед тем, как делать свой фильм?

М.Л.: «Где-то» Софии Копполы, «Добровольно-принудительно» Рубена Остлунда, «Страсть не знает преград» Марен Адэ. Вообще-то о тридцатилетних снято не так много фильмов. И чаще всего это фильмы о парах и отношениях. Нам было важно не заниматься морализаторством, а просто показать: в голове тридцатилетних мужчин происходит то-то и то-то, они совершают такие-то глупости, испытывают такие-то страхи.

Инфантильное поведение вашего героя вас умиляет, раздражает или вызывает еще какие-либо эмоции?

М.Л.: Хенрих делает много возмутительно идиотских вещей. Но для меня это в первую очередь человек, который чувствует себя потерянным в жизни. Он всего лишь хочет понять, как можно существовать здесь и сейчас. Как можно справиться со своей ролью по жизни. Он просто находится вне зоны комфорта. Ищет себя.

Р.Т.: А мне очень нравится наш герой, я в нем узнаю себя. Я стану отцом в феврале и не могу сказать, будто до конца понимаю, что это значит. Моя жена гораздо раньше осознала перемены и сумела перестроиться… Очень сложно было сыграть этого героя так, как он описан в сценарии. Был риск превратить его в полного придурка. В Норвегии никто, кроме Хенрика Рафаэльсена, не смог бы справиться с этой задачей. Ему удалось сыграть трогательного, противоречивого героя, который иногда действительно кажется идиотом, хотя через минуту уже ты проникался к нему симпатией и видел в нем другого человека. Рафаэльсен во время съемок, кстати, тоже стал отцом. Хотя вряд ли вел себя так же, как его герой, когда узнал, что его жена беременна.

Почти мужчина. Реж. Мартин Лунд, 2012


А почему так сложно перестать видеть в себе ребенка?

М.Л.: У меня нет детей. Но я думаю, что появление детей действительно полностью меняет твой мир. Ты перестаешь циклиться на своих проблемах и начинаешь смотреть на другого. Папаша, давай-ка лучше ты ответь!

Р.Т.: Думаю, главная проблема — это отсутствие времени. В детстве, ты ждешь, когда повзрослеешь. Ведь, повзрослев, ты сможешь делать все, что угодно. С рождением собственных детей у тебя появляется что-то, от чего ты не можешь уже убежать, освободиться. Дети помогают человеку в полной мере осознать, что время уходит, и однажды ты умрешь. Но, с другой стороны, нужно двигаться. Нельзя быть вечно молодым. В этом есть что-то меланхоличное, но в то же время прекрасное.

Картинка «Почти мужчины» выдержана в холодных тонах. Это какая-то типично национальная черта?

М.Л.: У нас было мало денег, и, значит, мало ламп. Впрочем, в Норвегии действительно холодно и мало света. Так что наша цветовая гамма соответствует действительности. Мне нравится натуральное освещение.

Как чувствует себя малобюджетное кино в Норвегии?

Р.Т.: Сложно. Всегда проблемно реализовывать что-то, на что нет денег. Но мы осознано сделали этот выбор в пользу низкого бюджета. Потому что иметь много денег — это тоже проблема. Получается, все ровно так, как у нашего поколения: можно выбрать все, что вы хотите, и в результате теряетесь от изобилия. А когда денег мало, важно, чтобы был хороший сценарий, который будет держать зрительское внимание.

М.Л.: Когда я начал писать сценарий, я знал, что у нас очень ограниченные средства. И меня такие обстоятельства только подстегивали.

Почти мужчина. Реж. Мартин Лунд, 2012


У фильма была какая-то особая раскрутка в Норвегии, которая не сработала.

Р.Т.: Ну, это мы просто так сказали. На самом деле особенность раскрутки состояла как раз в том, что ничего особенного в ней не было. Мы решили прокатывать картину, как остальные фильмы, как блокбастер. Но это не блокбастер. Нужно было больше времени, чтобы зрители распробовали такой фильм. За границей «Почти мужчина» собирает больше, чем в Норвегии.

Рубен, судя по вашей активности в интервью, вы очень вжились в этот проект. У вас давно сложился такой крепкий тандем? Насколько сильно продюсер в данном случае влиял на конечный результат?

М.Л.: Да-да, мне тоже интересно послушать ответ на этот вопрос.

Р.Т.: Мы вместе учились в киношколе и с тех пор работаем вместе работаем, у нас одна кинокомпания. Стараемся поддерживать друг друга, влиять друг на друга. Просто поделили обязанности: моя — продюсер, его — режиссер. И оба чувствуем себя прекрасно на этих местах.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: