О необычном использовании советского немого кино
Синематека Тулузы располагает значительным собранием советских немых фильмов. Этому способствовало более чем двадцатилетнее сотрудничество с московским Госфильмофондом в рамках Архивов кино. Уважение и дружба двух человек, Виктора Привато и Раймонда Борда, много этому послужили, увлеченность людей, которые их окружали, довершила остальное. Благодаря богатству этой коллекции тулузская публика смогла увидеть с 60-х годов не только знаменитые и прославленные работы «большой четверки» (Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин и Вертов), но и столь же захватывающие вещи ранее неизвестных нам Бориса Барнета, Фридриха Эрмлера и Якова Протазанова.
Знание этого великолепного периода советского кино и наличие копий позволило нам отважиться на новые формы работы. В 1975-м молодой драматург Бруно Бауен был назначен содиректором Драматургического центра Тулузы. Его первая работа «Пути чувств: 1905–1975» использовала тексты Антона Чехова, Владимира Маяковского и Исаака Бабеля. Тесное сотрудничество быстро сплотило труппу — драматурги и актеры приходили знакомиться с советским немым фондом. Одни искали в фильмах забытые формы выражения, другие открывали мастерство и эксцентричность актеров ФЭКСа. Сплав театр-кино состоялся, и спектакль свидетельствовал, между прочим, о новой театральной версии «монтажа аттракционов», любимого Эйзенштейном.
Чуть позже, в 1984-м, на этот раз вместе с Арманом Гатти, синематека открыла эту коллекцию для Леонида Плюща, одного из наиболее известных диссидентов нашего времени. Поистине необходима была эта взрывчатая смесь глубокого знания культуры и отказа от идеологических шор, без которых она не мыслила себя, чтобы обнаружить “русского” в “советском” и трагический тупик тех кинематографистов авангарда, чей визуальный расцвет и талант покрывали в конечном счете государственный террор. Леонид Плющ написал тексты об этих фильмах и их актерах, которые были опубликованы в марте 1984-го во время ретроспективы, названной «Победа над солнцем».
Наконец, в течение всех этих лет Синематека занималась долгой и кропотливой работой: тиражировала кадры из фильмов, которые служили исходным материалом для различных экспозиций. У таких фотографий парадоксальный статус: это ткань фильма, но сознание зрителя неспособно ее сохранить иначе, меж тем фотография обнаруживает все, не замеченное им ранее. Все, о чем мы говорили, свидетельствует как о богатстве киноматериала, так и о нашем стремлении к междисциплинарному подходу. Театр, литература, фотография объединяются ради активного использования (а не пассивного поглощения) этих немых фильмов, процесс изучения которых бесконечен.