О необычном использовании советского немого кино


Синематека Тулузы располагает значительным собранием советских немых фильмов. Этому способствовало более чем двадцатилетнее сотрудничество с московским Госфильмофондом в рамках Архивов кино. Уважение и дружба двух человек, Виктора Привато и Раймонда Борда, много этому послужили, увлеченность людей, которые их окружали, довершила остальное. Благодаря богатству этой коллекции тулузская публика смогла увидеть с 60-х годов не только знаменитые и прославленные работы «большой четверки» (Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин и Вертов), но и столь же захватывающие вещи ранее неизвестных нам Бориса Барнета, Фридриха Эрмлера и Якова Протазанова.

Знание этого великолепного периода советского кино и наличие копий позволило нам отважиться на новые формы работы. В 1975-м молодой драматург Бруно Бауен был назначен содиректором Драматургического центра Тулузы. Его первая работа «Пути чувств: 1905–1975» использовала тексты Антона Чехова, Владимира Маяковского и Исаака Бабеля. Тесное сотрудничество быстро сплотило труппу — драматурги и актеры приходили знакомиться с советским немым фондом. Одни искали в фильмах забытые формы выражения, другие открывали мастерство и эксцентричность актеров ФЭКСа. Сплав театр-кино состоялся, и спектакль свидетельствовал, между прочим, о новой театральной версии «монтажа аттракционов», любимого Эйзенштейном.

Чуть позже, в 1984-м, на этот раз вместе с Арманом Гатти, синематека открыла эту коллекцию для Леонида Плюща, одного из наиболее известных диссидентов нашего времени. Поистине необходима была эта взрывчатая смесь глубокого знания культуры и отказа от идеологических шор, без которых она не мыслила себя, чтобы обнаружить «русского” в «советском” и трагический тупик тех кинематографистов авангарда, чей визуальный расцвет и талант покрывали в конечном счете государственный террор. Леонид Плющ написал тексты об этих фильмах и их актерах, которые были опубликованы в марте 1984-го во время ретроспективы, названной «Победа над солнцем».

Наконец, в течение всех этих лет Синематека занималась долгой и кропотливой работой: тиражировала кадры из фильмов, которые служили исходным материалом для различных экспозиций. У таких фотографий парадоксальный статус: это ткань фильма, но сознание зрителя неспособно ее сохранить иначе, меж тем фотография обнаруживает все, не замеченное им ранее. Все, о чем мы говорили, свидетельствует как о богатстве киноматериала, так и о нашем стремлении к междисциплинарному подходу. Театр, литература, фотография объединяются ради активного использования (а не пассивного поглощения) этих немых фильмов, процесс изучения которых бесконечен.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: