Эссе

Глеб Напреенко о Музее кино


Глеб Напреенко

Синематека и музей кино — места передачи, пользуясь выражением исследователя медиа Режи Дебре, то есть места не сиюминутной коммуникации, словно не знающей истории, а хранения и трансляции человеческого опыта и знания сквозь толщу времени. Это измерение передачи вытеснено из двух основных ныне форм бытования кино в России: кинопроката, подчиненного сиюминутной логике киноиндустрии и прибыли, и интернет-циркуляции фильмов, служащей важным средством коммуникации, но неспособной заявить о себе как об универсально значимой общественной силе. И в кинопрокате, и в Интернете фильм изымается из истории кино, существует как единичное явление, вписанное только в фильмографию данного режиссера, актера или продюсера — за скобками остаются условия его производства и их связь с меняющейся общественной реальностью. Все это не позволяет кинозрителю всерьез задуматься о кино как о социальной силе, резервируя за ним пассивную роль потребителя.

Но Музей кино — пространство, где могут выстраиваться исторические нарративы, примером которых были программа перестроечного кино в Музее кино (увы, недостаточно освещенная), предлагавшая объемную версию состояния кинематографа и общественного сознания эпохи, или серия показов советского киноавангарда с живой музыкой в Музеоне. Возможность просмотра этих фильмов на большом экране в кинозале, наполненном незнакомыми друг другу людьми, сменила регистр восприятия: с регистра приватного знаточеского удовольствия в регистр коллективной сопричастности истории. В современном разобщенном российском обществе этот опыт дефицитен и необходим, и именно кино могло бы стать одним из его медиумов.?


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: