Кинотавр-2020 — Кого стоит наградить?
Сегодня жюри «Кинотавра», которое в этом году возглавляет Борис Хлебников, должно объявить свои решения. Выбирать будет сложно и не потому, что вариантов слишком много. Свои ставки делает Василий Степанов.
«Пугало»
Кинотавр-2020 — «Пугало» Дмитрия Давыдова
Первый якутский гость на «Кинотавре», отличный (и возможно, последний) шанс для федеральной киноиндустрии принять свежую кровь и повернуться лицом к чему-то кроме зеркала. Снятый за очень скромные деньги фильм Дмитрия Давыдова, рассказывающий об отверженной якутской колдунье, которая променяла жизнь на дар, достоин главного приза. А исполнительница главной роли — Валентина Романова-Чыскыырай — награды за лучшую женскую роль (хотя на этот приз претендентов много). От того, получится ли, кажется, во многом зависит вектор развития нашего многострадального кино. Подробнее о фильме читайте у нас на сайте.
«Конференция»
Венецианский гость «Кинотавра» и, безусловно, претендент на режиссерский приз на не слишком, увы, сильном фоне этого года. Иван И. Твердовский представил необычно для себя длинное и очень продуманное кино о заложниках Норд-Оста. Безусловно, этому фильму идет просмотр в кинозале. Срабатывает не только большой экране, но и клаустрофобный эффект двухчасового пребывания в замкнутом пространстве. Уже в первые несколько минут Твердовский демонстрирует зрителю свои намерения в увертюре с пылесосом, которым в одном статичном кадре методично и безжалостно орудует уборщица. Твердовский тоже неотвратим и позволяет себе не только сверхдлинное вступление к основному действию, которое разворачивается в зале на Дубровке, но и три изматывающих финала. В этом ощущается и главная проблема фильма — явно талантливый автор не знает меры. Однако терапевтический смысл картины отрицать трудно, а центральный сегмент, при всей своей театральности, сделан очень интересно. Актерский дуэт Ольги Лапшиной и Натальи Павленковой достоин совместного приза, если это, конечно, возможно по регламенту.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/09/kinotavr-2020-01.jpg)
«Человек из Подольска»
Бодрый дебют с потенциалом на искреннюю и долгосрочную народную любовь (вроде той, что удостоились когда-то «Рассказы» Михаила Сегала). По сюжету, а фильм снят по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, главного героя, Колю из Подольска, задерживает полицейский патруль на железнодорожной платформе. В отделении ему предстоит изощренный и предельно абсурдный сеанс воспитательной работы с участием трех сотрудников полиции (прекрасное трио исполнителей — Владимир Майзингер, Виктория Исакова, Михаил Касапов). Полицейские заставляют Колю учить посвященные родному Подольску страницы из википедии, петь и танцевать, вспоминать детство и рефлексировать на тему потерянной любви, а также плавают в бассейне, пьют чай с вареньем и рассуждают об Einstürzende Neubauten, постепенно убеждая задержанного в том, что он живет серой и довольно бессмысленной жизнью, потому что является серым и довольно бессмысленным человеком. Фильм может удостоиться и приза за лучший дебют, но скорей всего, его ждет награда за сценарий, которая по справедливости должна будет стоять на полке драматурга Данилова.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/09/kinotavr-2020-03.jpg)
«Маша»
Еще один дебют, рефлексия на тему девяностых, которая очень бодро начинается где-то в южной России, где есть кукурузные поля и лихие люди. «Маша» Анастасии Пальчиковой очень ярко сделана и первый час только радует монтажом и смачной операторской работой (любопытно, что год назад Глеб Филатов приезжал на «Кинотавр» с другим дебютом про лихое время — «Быком» Бориса Акопова). Но чем ближе к финалу, тем больше проблем с драматургией. Особенно большие вопросы вызывает сюжетная рамка с Анной Чиповской и опереточная развязка: по конструкции центральная часть фильма — это воспоминание ставшей джазовой певицей главной героини Маши, которая росла под чутким присмотром страшного крестного (Максим Суханов) и его ОПГ. Однако центр картины хорош и особенно хороша юная исполнительница главной роли Полина Гухман. У нее, кажется, есть шансы на актерский приз.
![](https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/09/kinotavr-2020-04.jpg)
«Kitoboy»
Победитель венецианской параллельной программы «Дни авторов» показан под финал конкурса и на фоне фестивальной усталости, а также завышенных ожиданий, кажется, довольно кисло принят первыми отечественными зрителями. Однако странно отрицать, что на общем фоне картина Филиппа Юрьева все-таки смотрится отличным, продуманным кинофильмом, которому вполне могут вручить награду за лучший дебют.
«Скажи ей»
Народное кино, которое с радостью будут смотреть телезрители — про такие мелодраматические сюжеты обычно с грустью говорят: «У меня тоже так было, ну почти». «Скажи ей» — отечественная вариация «Брачной истории» или «Крамер против Крамера» (но без судебных издержек). Главное достижение картины Александра Молочникова — работа с тинейджером, исполнившим центральную роль. Зовут его Кай Гетц, и будет забавно, если именно он получит награду как исполнитель лучшей мужской роли. Не очень педагогично, но справедливо.
Читайте также
-
«Находить рифмы в совершенно непохожих фильмах» — Вадим Рутковский о «Новом движении»
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»
-
Айаал Адамов: «Наш мир — это вихри ветра или треск костра»
-
«Идите в задницу» — Кураторы и режиссеры о петербургском независимом кино