Фестивали

Кинотавр-2020 — Кого стоит наградить?

Сегодня жюри «Кинотавра», которое в этом году возглавляет Борис Хлебников, должно объявить свои решения. Выбирать будет сложно и не потому, что вариантов слишком много. Свои ставки делает Василий Степанов.

«Пугало»

Кинотавр-2020 — «Пугало» Дмитрия Давыдова Кинотавр-2020 — «Пугало» Дмитрия Давыдова

Первый якутский гость на «Кинотавре», отличный (и возможно, последний) шанс для федеральной киноиндустрии принять свежую кровь и повернуться лицом к чему-то кроме зеркала. Снятый за очень скромные деньги фильм Дмитрия Давыдова, рассказывающий об отверженной якутской колдунье, которая променяла жизнь на дар, достоин главного приза. А исполнительница главной роли — Валентина Романова-Чыскыырай — награды за лучшую женскую роль (хотя на этот приз претендентов много). От того, получится ли, кажется, во многом зависит вектор развития нашего многострадального кино. Подробнее о фильме читайте у нас на сайте.

«Конференция»

Венецианский гость «Кинотавра» и, безусловно, претендент на режиссерский приз на не слишком, увы, сильном фоне этого года. Иван И. Твердовский представил необычно для себя длинное и очень продуманное кино о заложниках Норд-Оста. Безусловно, этому фильму идет просмотр в кинозале. Срабатывает не только большой экране, но и клаустрофобный эффект двухчасового пребывания в замкнутом пространстве. Уже в первые несколько минут Твердовский демонстрирует зрителю свои намерения в увертюре с пылесосом, которым в одном статичном кадре методично и безжалостно орудует уборщица. Твердовский тоже неотвратим и позволяет себе не только сверхдлинное вступление к основному действию, которое разворачивается в зале на Дубровке, но и три изматывающих финала. В этом ощущается и главная проблема фильма — явно талантливый автор не знает меры. Однако терапевтический смысл картины отрицать трудно, а центральный сегмент, при всей своей театральности, сделан очень интересно. Актерский дуэт Ольги Лапшиной и Натальи Павленковой достоин совместного приза, если это, конечно, возможно по регламенту.

«Человек из Подольска». Реж. Семен Серзин. 2020

«Человек из Подольска»

Бодрый дебют с потенциалом на искреннюю и долгосрочную народную любовь (вроде той, что удостоились когда-то «Рассказы» Михаила Сегала). По сюжету, а фильм снят по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, главного героя, Колю из Подольска, задерживает полицейский патруль на железнодорожной платформе. В отделении ему предстоит изощренный и предельно абсурдный сеанс воспитательной работы с участием трех сотрудников полиции (прекрасное трио исполнителей — Владимир Майзингер, Виктория Исакова, Михаил Касапов). Полицейские заставляют Колю учить посвященные родному Подольску страницы из википедии, петь и танцевать, вспоминать детство и рефлексировать на тему потерянной любви, а также плавают в бассейне, пьют чай с вареньем и рассуждают об Einstürzende Neubauten, постепенно убеждая задержанного в том, что он живет серой и довольно бессмысленной жизнью, потому что является серым и довольно бессмысленным человеком. Фильм может удостоиться и приза за лучший дебют, но скорей всего, его ждет награда за сценарий, которая по справедливости должна будет стоять на полке драматурга Данилова.

«Маша». Реж. Анастасия Пальчикова. 2020

«Маша»

Еще один дебют, рефлексия на тему девяностых, которая очень бодро начинается где-то в южной России, где есть кукурузные поля и лихие люди. «Маша» Анастасии Пальчиковой очень ярко сделана и первый час только радует монтажом и смачной операторской работой (любопытно, что год назад Глеб Филатов приезжал на «Кинотавр» с другим дебютом про лихое время — «Быком» Бориса Акопова). Но чем ближе к финалу, тем больше проблем с драматургией. Особенно большие вопросы вызывает сюжетная рамка с Анной Чиповской и опереточная развязка: по конструкции центральная часть фильма — это воспоминание ставшей джазовой певицей главной героини Маши, которая росла под чутким присмотром страшного крестного (Максим Суханов) и его ОПГ. Однако центр картины хорош и особенно хороша юная исполнительница главной роли Полина Гухман. У нее, кажется, есть шансы на актерский приз.

«Kitoboy». Реж. Филипп Юрьев. 2020

«Kitoboy»

Победитель венецианской параллельной программы «Дни авторов» показан под финал конкурса и на фоне фестивальной усталости, а также завышенных ожиданий, кажется, довольно кисло принят первыми отечественными зрителями. Однако странно отрицать, что на общем фоне картина Филиппа Юрьева все-таки смотрится отличным, продуманным кинофильмом, которому вполне могут вручить награду за лучший дебют.

«Скажи ей»

Народное кино, которое с радостью будут смотреть телезрители — про такие мелодраматические сюжеты обычно с грустью говорят: «У меня тоже так было, ну почти». «Скажи ей» — отечественная вариация «Брачной истории» или «Крамер против Крамера» (но без судебных издержек). Главное достижение картины Александра Молочникова — работа с тинейджером, исполнившим центральную роль. Зовут его Кай Гетц, и будет забавно, если именно он получит награду как исполнитель лучшей мужской роли. Не очень педагогично, но справедливо.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: