Рецензии

Слишком мало любви


«Трилогия о Юсуфе» похожа на развернутое «Зеркало»: это погружение к истоку человеческой души. Именно вокруг данной интенции выстраивается киновселенная турецкого режиссера. Отсюда — археологический момент: история должна быть прочитана в обратном направлении, что деформирует «объективное» линейное время, превращая его во внутреннее время главного героя. Фильмы по отдельности не имеют смысла: только в самом конце, проделав путь от зрелости к детству, погрузившись в самое сердце Юсуфа, зритель испытает истинный катарсис. Разрозненная картина жизни одного человека соберется в неделимую точку, в которой будет одновременно сосуществовать жизнь-смерть, прошлое-будущее, любовь-ненависть, Бог-дьявол: и дойдя до предела, мы вернемся в тот миг, с которого начали свой путь, но уже наполненными, прожившими целую жизнь, обретшими «утраченное время».

Семих Капланоглу

Почему вы снимаете кино?

Я отвечу вопросом на вопрос. Для чего приходит человек в этот мир? Я не ищу ответы, наоборот, в жизни я пытаюсь задавать вопросы. С каждым годом я становлюсь старше и понимаю, что любой человек переживает одни и те же проблемы: у всего человечества — единая проблема. Я пытаюсь ее познать: это заставляет снимать меня фильмы. Те вопросы, которые у нас возникают, никак не связаны с головой: они связаны только с сердцем. Наше сердце становится сильнее. И я думаю, что искусство способно сделать человека совершенно другим. Мы очень часто забываем, что помимо материального мира существует душа: метафизика — это реальность. И я бы не хотел потерять в это веру.

Вы сказали, что вместо поиска ответов задаете вопросы. Значит ли это, что ответ найти невозможно?

Никогда не бывает одного-единственного ответа. Когда мы находим ответ, рождается новый вопрос. Это путь к тому, чтобы я самому себе задавал вопросы. Я думаю, что мы, люди — слабые существа. У нас много недостатков: и мы почему-то считаем правильным прикрывать неудобную правду. Мы думаем, что в наших руках заключена сила. Но если взглянуть на человечество со стороны — во время, положим, форс-мажорных обстоятельств — мы сразу становимся совершенно беспомощными. Чтобы почувствовать себя сильным или бессильным, я задаю самому себе очень много вопросов.

Я знаю, что вы вдохновляетесь творчеством Андрея Тарковского. Я бы хотел услышать от вас пару слов об этом режиссере.

Я очень многое почерпнул у Тарковского и могу сказать, что он — герой для меня. Делать фильмы я научился у него. Его творчество связано не только с этим миром, но и с другим. Именно это делает его неповторимым и единственным в своем роде. Я получаю очень много энергии от фильмов вашего соотечественника. Но, к сожалению, я замечаю, что его со временем начинают забывать. Это человек, который увидел трагедию современного мира еще до того, как о ней стали повсеместно говорить. Для будущего поколения он — хороший пример. Мы, режиссеры, многим ему обязаны.

Вы сказали, что Тарковский в своем творчестве понял трагедию современного мира. Что это за трагедия?

Это сегодняшний мир, в котором мы живем: мало любви, мало чувств.

В вашей трилогии вы идете от конца к началу. Что нам дает история человека, прочитанная в обратном направлении?

Чтобы понять, что происходит сегодня, надо заглянуть в прошлое. Чтобы понять свою природу, надо посмотреть со стороны, как меняется человек. Все наши теперешние действия начинаются в прошлом. Эта трилогия показывает, что все выходит из одного истока, из нашего детства.

Мёд. Реж. Семих Капланоглу, 2010

Вы спустились к самому истоку человеческой души: что вы там нашли?

Я осознал, что в этом мире мы не одни. Я верю, что существует душа человека, и наша душа принадлежит не только миру здешнему. Мы приходим для чего-то — мы не приходим пустыми.

И все же я почувствовал глубокий пессимизм в вашей трилогии: она наполнена смертью. Как нам ей противостоять?

Разве мы можем ей противостоять?

Но как нам удостовериться, что мир имеет смысл?

Наша главная проблема заключается в том, что мы живем, не веря ни во что. Я думаю, что мы переживаем эту боль абсурдности из-за того, что у нас нет веры. На самом деле, мы верим, но нас не удовлетворяет то, во что мы верим. Мы верим в деньги, телефоны, в одежду, в пищу и тому подобное. Но эти вещи не важны, потому что сегодня они есть, а завтра их нет. Все это предметы, не имеющие никакого значения для человечества. Этого недостаточно для нас: наше сердце требует большего. Но порой мы просто не знаем, что нам нужно. Не надо быть пессимистом (я счастливый человек): я уверен, что мир когда-нибудь изменится. Горькая правда состоит в том, что в прошлом было много цивилизаций, которые думали, что пришли на века, но в итоге бесследно исчезли. В один момент мы все уйдем с этого света.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: